Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Плотин
Плотин (204-270) признается основным
зачинателем неоплатонизма, течения, в основу которого легли требования
согласовать платонизм с аристотелизмом, принцип единства духовного
начала. Сначала Плотин преподавал устно и только в зрелом возрасте стал
записывать свои мысли. Порфирии систематизировал все сочинения Плотина и
разделил их на шесть групп по девять произведений в каждой группе,
поэтому они и получили название "Эннеады" (по-гречески девятка - "эннеада").
Согласно Плотину, структура бытия выступает в следующем виде: оно
является иерархией трех субстанций - Единого, Ума и Души. Единому
принадлежит высшее место. Понятие Единого - главное в системе Плотина.
Единое - это первосущее, оно лишено границ и формы, лишено также и
каких-либо определений, стоит над любым существованием и мышлением.
Плотин пишет: "Поскольку природа Единого творит все вещи, оно не есть
что-либо из них. Следовательно, оно не есть ни качество, ни количество,
ни душа, ни дух. Оно не движется и не покоится, не находится в
пространстве или времени, оно совершенно однородно, более того
существует вне рода и до всякого рода, до движения и покоя. Ибо такие
свойства присущи только сущему и делают его многим" [Эннеады. VI. 9,3].
Таким образом, все предикаты Единого отрицательные, но каким образом
может быть оно познано? Плотин считает, что Единое можно познать особым
сосредоточением - созерцанием познаваемого объекта. Ум - это вторая
субстанция в иерархии Плотина. Он возникает из Единого, когда оно
переливается через край и переступает через свою границу. Таким образом,
возникает второе бытие, но при этом Единое остается Единым, не лишаясь
своей полноты. Ум - тот же платоновский мир идей. Плотин пишет: "Идея
есть одновременно и мысль Ума или даже сам Ум, и мыслимая сущность, ибо
каждая идея не отлична от Ума, но есть Ум. Ум же в своей целостности
есть совокупность всех идей" [V. У,8]. В Уме, по Плотину, различаются
следующие моменты: вещество (но это не материальное вещество, а форма
сущности), мыслимое бытие, само мышление Третья субстанция возникает из
Ума. Эта субстанция - Душа. "Поскольку он (Ум) совершенен, он должен
рождать, ибо такая полнота силы не может оставаться бесплодной [V. 1,7].
Душа согласно Плотину, производит "все живые существа, вдохнув в них
жизнь - тех, которых питает земля и море, и тех, что в воздухе, и
божественные звезды в небе, и она же произвела Солнце и великое небо
которое она устроила и украсила [Эннеады. V, 1, 3J. Все отдельные души
возникают из Души как божественного начала. Душа постоянно остается
неделимой и находится во всех частях Рассматривая вопрос об образовании
мира. Плотин говорит о материи которую понимает как некий субстрат,
лишенный каких-либо качеств, как нечто неопределенное. Она лишена формы,
красоты, а потому есть злое начало. В космологии Плотин придерживался
мнения, что небесные светила обладают разумом. Более того, наша Земля
тоже одушевлена. Душа человека, по Плотину, находится как в связи с
Душой .божественной, так и с чувственным миром. Для Плотина цель земной
жизни состоит в том, чтобы отрешиться от телесности и возвратиться к
первоначальной жизни - к жизни, когда она была тесно связанно Умом и
созерцала идеи. Путем к этому должно стать совершенство нравственной
жизни. Души тех людей, которые сумели отрешиться от всего чувственного,
после смерти тела становятся божественными. Учение Плотина о структуре
бытия выглядит как порождение. Единого Ума, который порождает Душу,
состоящую из божественной и земной Души. По терминологии Плотина, это
порождение обозначается как переполнение Единого, названное как
истечение, эманация. Одного не материальная эманация. Так как идеи
обладают своей особой, умопостигаемой материей, эманация - это переход
идеального в материю Плотина предполагает и обратный процесс восхождения
от материального через последовательные ипостаси - Душа, Ум - к Единому.
В этом восхождении Плотин намечает путь от единичного ко всеобщему. Но
диалектика Плотина носит мистический характер, она не имеет
рационального содержания.
|
|