Краткий словарь философских
персоналий
Плутарх
из Херонеи
Плутарх из Херонеи (ок. 45 - ок. 127) -
платоник пифагорействующего типа. Он автор многочисленных произведений
на исторические, философские, нравственные темы. Наиболее известны его
"Сравнительные жизнеописания", в которых даются парные описания
жизнедеятельности крупных деятелей Древней Греции и Рима: Александра
Македонского и Цезаря, Демосфена и Цицерона, Ликурга и Нума в др. Давая
эти жизнеописания, Плутарх высказывает много интересных мыслей как
философского, так и жизненного характера, нравственного плана. Описывая
положение, при котором императоры в целях утверждения политической
власти выдавали друг другу друзей и родственников, Плутарх пишет: "Так
лишились они от бешеной злобы способности мыслить по- человечески или,
лучше сказать, показали, что нет зверя свирепее человека, совмещающего в
себе дурные страсти и власть" [Избр. жизнеописания. Т. П. С. 562]. Кроме
"Сравнительных жизнеописаний", Плутарх также написал сочинения на
нравственные темы; в частности, у него есть произведение "Наставление
супругам", в котором он дает свои рекомендации по поведению мужа и жены
с целью сохранить прочный брачный союз. Кроме того, Плутархом написано
такое сочинение, как "Пир семи мудрецов", в котором он поднимает
историко- философские и социальные проблемы. В этом произведении он
описывает встречу и беседу тех мыслителей Древней Греции, которые
считались первыми мудрецами западной мысли. К ним относятся: Фалес,
Биант, Питтак, Солон, Клеобул, Хилон, Анахарсис. Перианд, также
относившийся к этим мудрецам, у Плутарха выступает правителем города,
тираном, который собирает у себя мудрецов. В своей беседе все мудрецы
отвечают на одни и те же вопросы. На вопрос, какое .государство лучше
все"), они отвечают следующим образом. Солон: "В том государстве лучше
всего и крепче всего народовластие, где обидчика к суду и расправе
привлекают не только обиженный, но и необиженный". Фалес: 'То, в котором
нет ни бедных граждан, ни безмерно богатых". Биант: "Крепче всего
народовластие там, где закона страшатся, словно тирана". Питтак: "То,
где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править". Хилон:
"Лучшее государство то, где больше слушают законы, меньше ораторов".
Анахарсис: "То, где лучше воздается добродетели, худшее - пороку, а все
остальное поровну". Клеобул: "Самый разумный тот народ, в котором
граждане боятся больше порицания, чем закона" [Сочинения. С. 373-374].
Положительные взгляды Плутарха по вопросам истории и морали оказали
большое влияние на последующие поколения философов.
|