Краткий словарь философских
персоналий
Росцелин
Росцелин (ок. 1050-1120) - один из первых
представителей номинализма. Родился в Компьене (Франция), где стал
каноником. Не сохранилось никаких его произведений, а его воззрения
известны лишь по критическим выступлениям оппонентов - Ансельма
Кентерберийского, Абеляра и др. Взгляды Росцелина сводились к следующим.
Объективным существованием, по его мнению, обладают только единичные
вещи. Общие же понятия, называемые универсалиями, - это лишь
наименования - ноумены. Отсюда произошло название направления
-номинализм. Философские воззрения Росцелина наиболее полно передают
номиналистическую концепцию. Номинализм как направление в гносеологии
возник еще в античное время, но только в Средневековье он оформился в
самостоятельное философское течение. Реализм и номинализм представляют
крайние позиции в теоретическом споре о природе общих понятий - том
вопросе, который является главным для всей схоластической философии.
Росцелин стоял на позициях крайнего номинализма, считая, что
универсалии, т.е. общие понятия, - это только "звуки голоса", которые
никак не связаны с вещами. Лишь в языке, по мнению Росцелина,
формируется общее понятие, в действительности же существуют отдельные
предметы, обладающие определенными свойствами. Общее, таким образом, не
обладает никакой объективностью. За общим не признавалась объективность
даже в уме человека. Кроме крайнего номинализма, имеется умеренный
номинализм, согласно которому общее, хотя и не существует
самостоятельно, но все-таки присутствует в вещах, на основании чего и
формируется общее понятие в слове. Росцелин применил свою концепцию
номинализма для анализа христианского догмата Троицы. Так как, согласно
Росцелину, не может быть никакого самостоятельного существования общего,
то не может быть и никакой божественной субстанции, которая едина и
объединяет одновременно три божественных лица. Существуют лишь три
самостоятельных Бога. Своей концепцией Росцелин отверг один из основных
догматов вероучения. Поэтому церковь на своем соборе в Суассоне в 1092
г. объявила учение Росцелина о трехбожии ересью и заставила его отречься
от него. В номинализме Росцелина нашли выражение стремления признать
объективное существование единичных предметов. В то же время отрицание
объективного существования общего вело к субъективистским выводам.
|