Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Иоганн
Готлиб Фихте
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - немецкий
философ. Родился в семье ремесленника-ткача в саксонской деревне.
Детские и юношеские годы его прошли в материальной нужде. Учился в
Йенском и Лейденском университетах. От карьеры пастора отказался,
зарабатывая частными уроками. В 1791 г. отправился в Кенигсберг к Канту,
чтобы побеседовать с ним. При содействии Канта опубликовал анонимно свою
первую работу под названием "Опыт критики всякого откровения". Был
приглашен профессором Йенского университета, но вскоре вынужден уйти
из-за обвинения в атеизме. После оккупации Наполеоном Пруссии вернулся в
Берлин, где опубликовал свои "Речи к немецкой нации", в которых призывал
соотечественников к духовному возрождению, объединению и национальной
независимости. В них высказывал и националистические идеи,
возвеличивавшие немцев как избранный народ, который должен стать во
главе всех европейских народов и спасти их от внутреннего разложения и
упадка. После поражения Наполеона Фихте записался в ополчение, жена
ухаживала за ранеными в госпитале. Вскоре она заразилась тифом, но
выздоровела. Заразившийся от нее Фихте умер. В 1794 г. Фихте опубликовал
свой главный труд - "Основы общего наукоучения". Кроме того, он выпустил
следующие произведения: "Очерк особенностей наукоучения по отношению к
теоретической способности" (1795), "Первое введение в наукоучение"
(1797), "Второе введение в наукоучение" (1797), "Опыт нового наукоучения"
(1797), "Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности
новейшей философии" (1800), "Замкнутое торговое государство" (1800). В
течение всей своей философской деятельности Фихте проповедовал
практическую философию. Выступая против созерцательности, он писал о
назначении человека, который мыслит по-философски: "Не знание само по
себе, но деяние, сообразное своему знанию, есть твое назначение... Не
для праздного самосозерцания и размышления над самим собой и не для
самоуслаждения своими благочестивыми чувствами, нет, для деятельности
существуешь ты, твое действование и только оно одно определяет твою
ценность... Все мое мышление должно иметь отношение к моей деятельности,
оно должно признать себя средством, хотя и отдаленным, для этой цели"
[Назначение человека. Спб., 1906. С. 72,79]. Фихте стремился создать
свою систему философии в духе Канта. Свой вариант критической философии
он назвал наукоучением. Главной задачей той практической философии,
которую он про-поведывал в "наукоучении", считал выяснение условий, при
которых возможна человеческая свобода. Но моральная воля, согласно
Фихте, возможна лишь тогда, когда человеческая деятельность опирается на
строгую научную систему. Поэтому следует выяснить вопрос о том, что
делает науку наукой. Отсюда и возникает наукоучение, т.е. учение о
науке. Каждая наука имеет в своей основе основные положения, которые не
являются безусловными обосновываются другими источниками, а не наукой.
Философия же - это "наука о науке", она рассматривает такие
основоположения, которые едины для всех наук. Началом "критической
философии", по Фихте, выступает мыслящее Я, из которого можно вывести
все содержание мышления и чувственности. "В том и состоит, - пишет он, -
сущность критической философии, что в ней устанавливается некоторое
абсолютное Я как нечто совершенно безусловное и ничем высшим не
определимое" [Избр. соч. Т. 1. С. 96]. "Я - писал Фихте, - должен в
своем мышлении исходить из чистого Я и мыслить его как абсолютно
самодеятельное, не определенное через вещи, а определяющее вещи" [Там
же. С. 456]. Фихте еще и по- другому формулирует этот свой принцип, а
именно: Я есть Я, Я полагает Я. Для Я специфична двухсторонняя
деятельность: практическая и теоретическая. Тем самым Фихте вводит
понятие практики в свою теоретическую систему и формулирует проблему
единства теории и практики, что ведет к проблеме взаимодействия субъекта
и объекта, т.е. объективной реальности. Объективная реальность
рассматривается у Фихте как не-Я, которое выступает у него как
производное от мыслящего Я. Если утверждение "Я полагает Я" является
первым основоположением фихтевского наукоучения, то "Я полагает "не-Я" -
вторым основоположением. Не-Я - это чувственно воспринимаемое. В
процессе своей созидательной деятельности "всеобщее Я" разделяется на
"эмпирическое Я" и "эмпирическое не-Я", которые называются делимыми. "Я
не может полагать в себе никакого страдательного состояния, не полагая в
не-Я деятельности, но оно не может положить в не-Я никакой деятельности,
не положив себе некоторого страдания". Поэтому третьим основоположением
является: Я (всеобщее, или абсолютное) полагает Я и не-Я (т.е.
эмпирическое Я и эмпирическая природа), делимое Я и делимое не-Я. Если
первое основоположение - тезис, второе - антитезис, то третье - синтез.
Всеобщее Я расматривается Фихте как сверхчеловеческий мировой дух. Фихте
не употреблял слово "идеализм", а предпочитал называть свою систему
критицизмом. Система Фихте оказалась очень сложной и непонятной для
читателей, что вызывало его раздражение, сопровождаемое свойственным ему
авторитаризмом. На что отец Людвига Фейербаха Ансельм написал: "Я
заклятый враг Фихте как безнравственного человека и его философии как
отвратительнейшего исчадия суемудрия, изувечивающего разум и выдающего
за философию вымыслы разнузданной фантазии". Этика Фихте основывается на
понятии свободы. Нравственный долг человека - стать свободным
посредством своей активности, при этом уважая свободу других. Свобода
состоит в добровольном следовании нравственным законам. Человек как в
случае свободы, так и в случае не-свободы действует с необходимостью,
которая имеет всеобщий характер. Фихте эволюционировал от увлечения
идеалами Великой Французской революции до понимания национальности как
коллективной личности во время войны с Наполеоном. Согласно Фихте,
человечество развивалось из первоначального состояния невинности к
сознательному царству разума, пройдя период падения и испорченности.
|
|