Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Фома
Аквинский
Фома Аквинский (1225-1274) был самым
крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета. Он
родился в замке Рокасека близ Неаполя и был седьмым сыном графа
Аквинского. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля
и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию,
грамматику, музыку, астрономию. В возрасте 19 лет вступил в члены
доминиканского ордена, рассердив тем самым свою семью которая ожидала,
что он станет бенедиктинскик монахом. Чтобы помочь ему избежать гнева
его родственников, долиниканцы отправили его в Париж, но по/дороге он
был похипен своими братьями и свыше года содержался дома. Однако он
откашлся изменить свою верность доминиканцам, и в конце концов ему было
разрешено вернуться к ним и возобновить формальные занятия. В 1252 г. он
поехал в Парижский университет, чтобы читал лекции и получить звание
профессора, которого добился в возрасте 30 лет. В 1259 г вернулся в
Италию и преподавал в различных школах, а в 1269 г возвратился в Париж,
но спустя четыре года оказался от преподавания вследствие ухудшения
здоровья. Он умер 7 марта 1274 г. в Цистерцианском монастыре близ
Фосановы, не опрашвшись от сердечного приступа, случившегося в то время,
когда он направлялся в Лион. Его звали "ангельским доктором". Фома
Аквинский оставил после себя большое литературное наследие. В него
входят прежде всего комментарии на -Сентенции-Петра Ломбардского, к
трудам Боэция, к "Книге о причинах Прокла. к произведениям Аристотеля,
труды под названием Спорные вопросы" в которых рассматриваются различные
философоко-теологи- ческие проблемы. Самыми важными произведениями Фомы
Аквинского являются два объемистых тома, подводящие итог его творческой
деятельности: "Сумма против язычников" (известная также под другим
названием - "Сумма философии") и "Сумма теологии", оставшаяся
неоконченной. -В основном все произведения Фомы Аквинского касаются
философско-теологических вопросов и обходят естественнонаучную
проблематику. Логика интересует Фому Аквинского лишь постольку,
поскольку она образует структуру, в которой происходит изложение
схоластических проблем. Изложение Фомой философско-теологического
материала отличалось исключительной логичностью и являлось образцом для
дальнейшего освоения. Каждая проблема или область изложения начиналась с
постановки ряда аргументов в защиту того или иного положения, против
которого он выступал. После чего следуют контраргументы. Затем идет
основная часть, в которой излагается все то, что следует сказать по
данному вопросу. Завершается изложение опровержением противоположных
аргументов. Фома Аквинский стал известен как основатель томизма - одного
из главных направлений ортодоксальной схоластики. Он явился крупнейшим
систематизатором всей философско-теологической схоластики и ее
обоснователем. В этом и состоит его огромнейшая заслуга в истории
философии. В вопросе об отношении веры и знания, религии и философии -
главной проблемы схоластической философии - Аквинату приходилось
вырабатывать свою позицию в условиях уже имевшихся точек зрения. Ведь
кроме чисто религиозной позиции, рассматривавшей веру выше всякого
знания и отдававшей-приоритет теологии перед философией, существовала
концепция двойственной истины (теория двух истин), которая имела место в
двух разновидностях. Одна из них утверждала, что религия и теология, с
одной стороны, и философия и наука, с другой, имеют разные предметы и
методы исследования и в силу этого между ними нет противоречия. Другая
же разновидность, продолжавшая аверроизм, утверждала, что между истинами
философии и теологии есть противоречия. Оба варианта указывали на
иррационалистический характер теологических размышлений. Рассматривая
этот вопрос, Аквинат, как и некоторые его предшественники-философы,
говорил о том, что религия и наука обладают разными способами достижения
истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в откровении.
Священном писании, то наука и философия приходят к истинам посредством
опыта и разума. В то же время в отношении предметов исследования наука и
религия, философия и теология не так резко отличаются, как по отношению
к методам исследования. Аквинат полагал, что в теологии существуют
истины, которые могут быть обоснованы с философских позиций. Конечно,
они могут и обойтись без этого философского обоснования, но все-таки
последнее больше укрепляет веру человека в эти истины. Еще Ансельм
Кентерберийский утверждал, что в философском, рациональном обосновании
нуждаются все догматы церкви, но эта позиция встретила противодействие
со стороны ортодоксальных теологических адептов, поэтому Аквинат
предлагает половинчатое решение данной проблемы: принципы вероучения
нуждаются в рациональном обосновании лишь как в дополнительном
укреплении веры. К этим основным положением вероучения относятся, в
частности, вопрос о бытии Бога, отдельные свойства Бога, бессмертие
человеческой души. В то же время другие положения теологии не могут быть
обоснованы рациональным способом. К ним относятся: существование
Божества в виде трех лиц одновременно - Бога-Отца, Бога- Сына и
Бога-Святого Духа, возникновение мира во времени из ничего, первородного
греха, вечного блаженства и наказания в Раю и Аду. Эти положения,
согласно Аквинату, не доказуемы, но они не являются ни разумными, ни
рациональными, они, по его мнению, сверхразумны. Таким образом,
философия и теология - это две дисциплины, которые самостоятельны и не
зависят друг от друга. При этом теология использует принципы философии
для того, чтобы обосновывать истины откровения и сделать их более
близкими душе человека. Поэтому "философия есть служанка теологии".
Более того, Аквинат в своих рассуждениях заходит так далеко, что
поднимает теологию выше всего остального над всей философией и обычной
наукой только потому, что большинство догматов теологии, непознаваемые
для человеческого ума, открыты для ума божественного. Теология - это
священное учение, это такая наука, которая основывается на свете
откровения. Утверждение о превосходстве веры над знанием доказывается
Аквинатом не только логическими рассуждениями, но мяожеством примеров,
свидетельствующих о чудесном проявлении божественной воли. Так, он
повествует о необычном, сверхъестественном лечении больных, о
воскресении мертвых, прозрении идиотов и т.п Позиция превосходства веры
над знанием продиктована также стремлением Аквината устранить
противоречия между ними, которые возникают, по его мнению, в силу того,
что ученые, стремясь к знанию, забывают о Боге. о божественном
откровении, и поэтому над ними господствуют ошибки чувственного
восприятия и логического рассуждения Если же возникают противоречия
между верой и разумом, то приоритет всегда должен принадлежать вере.
Более того, все науки должны согласовывать свои положения с теологией
кис высшей мудростью, они должны стремиться прежде всего к объяснению
всего того что содержится в Библии, а философия, занимаясь также
доказательством христианских догматов, выступает как преддверие При этом
Аквинат теологию сделал философичной. Это проявляется прежде всего в
доказательствах бытия Бога, которых он приводит пять. Первое
доказательство исходит из понят" движения. Так как самодвижение
предметов невозможно, то, следовательно, каждый предмет должен двигаться
другим, а это значит, что должен существовать перводвигатель. Бог как
конечный двигатель. Второе доказательство Бога сводится к понятию
производящей причины. Здесь также рассуждение строится на признании пета
причин и восхождения к конечной причине, которая выступает в виде Бога,
являющегося первой творческой причиной мира. Третий дуть доказательства
бытия Бога исходит из признания мира как совокупности случайности и
необходимости. В мире наличествует множество случайностей, но это не
хаотическое существование, должна существовать необходимоость, которая
скрепляет все случайности, " это Бог. Четвертое доказательство состоит в
том, что наличествуют разные степени совершенства в мире. Но разная
степень совершенства должна определяться каким-то единым мерилом, т.е.
должна соотноситься с неким образцом совершенства, которым выступает
опять же Бог. Пятый путь доказательства бытия Бога носит название
божественного руководства миром и основывается на признании
целесообразности, существующей во Вселенной. Согласно Фоме, есть
разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе
[Сумма теологии, l.q, Зс]. _ Все эти доказательства почерпнуты Фомой у
Аристотеля и направлены против возможных еретических учений, которые
обосновывали существование Бога из его данности человеческому сознанию,
исходя из мистического пантеизма, утверждавшего наличие Бога
непосредственно в человеческой душе. Фома Аквинский основывает на
Аристотеле и свою метафизику, заимствуя у него категории, но
приспосабливая их не к философскому обоснованию естественнонаучного
материала, а к проблемам теологии. Так, вслед за Аристотелем он
утверждал, что общее не может непосредственно присутствовать в
человеческом уме. Источником общего является сверхъестественный ум Бога,
общее - это сущность, которой наделено все существующее в мире, а также
Бог. В разделении сущности и существования проявляется, по Аквинату,
различие между Богом и остальным миром. В Боге сущность и существование
соединены вместе, представляют единство, они неразличимы. В конкретном
мире сущность и существование разорваны, только Бог определяет
конкретное существование отдельных вещей. Фома Аквинский исходит из
Аристотеля и в проблеме соотношения формы и материи, однако
приспосабливая его к догматам вероучения. Так, он истолковывает учение
Аристотеля о пассивной первоматерии в духе сотворения ее Богом из
ничего, внося, таким образом, идею креационизма в аристотелизм. Также он
подвергает изменению и учение о формах. Для Аристотеля форма всегда
тесно связана с материей, бестелесной формы не существует, кроме Бога.
По мнению же Аквината, существуют и бестелесные, нематериальные формы,
например, ангелы. Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная
форма обладает высшей активностью, или актуальностью, первая материя же
- это пассивная потенциальность. Первая материя не зависит от Бога, и
Бог не принимает какого-либо участия в делах земных, последние
определяются лишь взаимодействием материи и формы. Бог выступал у
Стагирита лишь перводвигателем. Фома, отправляясь от Стагирита, пытается
его перетолковать в духе креационизма. Аквинат полагает, что Бог создал
мир в соответствии с гармонией, но и в дальнейшем Бог вмешивается в дела
мира и управляет им, хотя и не направляет движение каждой вещи, которая
может иметь естественные причины, изучаемые наукой. В решении проблемы
универсалий позиция Аквината приближается к позиции Авиценны, который
утверждал существование трех видов универсалий. Согласно Аквинату, общее
содержится в отдельных вещах как их сущность, а также в человеческом
уме, который извлекает его из отдельных вещей. Таким образом, это те
виды общего, которые существуют после вещей. Но Фома признает и третий
вид универсалий, которые существуют до вещей - это идеи, содержащиеся в
божественном уме. Концепция Аквината по проблеме универсалий -это
позиция умеренного реализма. Согласно Фоме Аквинскому, человек обладает
двумя способностями в познании - чувством и интеллектом. Процесс
познания начинается с чувственного опыта: чувственные образы,
возникающие у человека под воздействием объектов, посредством активного
разума превращаются в образы умопостигаемые. В этом и состоит процесс
абстракции. Истину Аквинат определял как соответствие между разумом и
вещью, сами же вещи являются истинными постольку, поскольку они
соответствуют понятиям об этих вещах, которые уже существуют в уме Бога.
В своих этических воззрениях Фома Аквинский, отход от фатализма,
характерного для августианизма, придерживался позиции признания
свободной воли, так как в противном случае с человека снималась бы
ответственность за свои поступки. Свобода воли, согласно Фоме Аквиискому,
дает возможность человеку сделать выбор между добрыми и злыми
поступками: добрые поступки - это такие действия, которые направляют его
к Богу, злые поступки - это такие действия, которые ведут его от Бога.
Зло - это лишь недостаток блага, менее совершенное благо. Аквинат,
подобно Августину, пытается снять с Бога ответственность за зло,
совершаемое в мире. Свободная воля человека подчинена разуму. Человека
направляет к добродетельным поступкам его ум. Высшим же благом
признается познание Бога. Конечной целью деятельности человека Аквинат
признавал достижение "блаженства". Блаженство же состоит в деятельности
теоретического разума, в познании абсолютной истины - Бога. Душа для
Аквината выступает формирующим принципом, она бестелесна, это чистая
форма без материи, поэтому она неуничтожима. Вслед за Аристотелем Фома
различает вегетативную душу, которая присуща растениям, сенситивную,
которую имеют животные, и разумную, которая присуща человеку. В
произведении "О правлении владык" Аквинат, отправляясь от Аристотеля,
рассматривает человека прежде всего как общественное существо, понимая
общество органистическим образом. Общественное целое выступает для Фомы
в виде иерархии, в которой каждое сословие занимается соответствующими
обязанностями. К физическому труду привлечено большинство людей, к
умственному труду - меньшинство. Духовные пастыри общества - это
служители церкви. Государство Аквинат рассматривал как божественное
установление, главная цель его состоит в том, чтобы содействовать общему
благу, чтобы в обществе поддерживались мир и порядок, чтобы члены
общества вели себя добродетельно и т.п. Фома различал пять форм
государственного устройства, лучшей из которых признавал монархию.
Однако если монарх становится тираном, то народ, по мнению Фомы, имеет
право выступить против него и свергнуть, несмотря на то, что власть
имеет божественный источник. При этом Фома признает право народа на
выступление против главы государства лишь в том случае, когда его
деятельность противоречит интересам церкви. Философия Фомы Аквинского
явилась вершиной ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом
как официальная философская доктрина. С соответствующими изменениями она
развивается в настоящее время неотомизмом.
|
|