Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Мартин
Хайдеггер
Мартин Хайдеггер (1889-1976) -
основоположник экзитенциализма. Хотя экзистенциалистские идеи уже были
ранее выдвинуты в работах Г. Марселя, К. Ясперса и др., Хайдеггер в
монографии "Бытие и время" (1927) впервые сделали попытку в
систематической форме изложить основные принципы экзистенциалистского
подхода в философии. Кроме этой книги, Хайдеггер написал: "Кант и
проблема метафизики" (1929), "Что такое метафизика?" (1930), "Введение в
метафизику" (1935), "Учение Платона об истине" (1942), "Ложные тропы"
(1950), "Ницше" (1961,2 тома) и др. Хайдеггер родился в Бадене в
Германии. Он изучал философию во Фрейбургском университете, где с 1916
г. по 1929 г. преподавал Гуссерль. Был профессором в Марбурге, но затем
вернулся во Фрейбург в 1928 г. и стал ректором этого университета в 1933
г. благодаря своей связи с нацистами. В инаугурационной речи он с
энтузиазмом превозносил национал-социализм, ясно связывая себя с
нацистским движением и защищая объединение языка современной политики с
его собственным философским языком. Но десять месяцев спустя подал в
отставку с поста ректора и ушел от активной деятельности в политике. В
сентябре 1966 г. в интервью газете "Шпигель" Хайдеггер ответил на
упреки, которые предъявлялись ему в течение свыше 30 лет, но это
интервью было запрещено печатать и опубликовано лишь 5 мая 1976 г.,
спустя пять дней после смерти Хайдеггера. В этом интервью Хайдеггер
утверждал, что надеялся сохранить самоопределение германского
университета, но ему было ясно, что это "невозможно сделать без
некоторых компромиссов". В то время, говорил он, он также видел в
национал-социализме, что "здесь есть нечто новое, есть новые проблески".
В 1933 г. он умолял студентов: "Не позволяйте доктринам и идеям
властвовать над вашим бытием. Сам фюрер и он один является настоящим и
будущим Германии и ее правлением". В интервью он говорил: "Сегодня я
больше не написал бы предложений, которые вы цитировали. Даже в 1934 г.
я не сказал бы таких вещей". Возможно, позиция Хайдеггера объясняется
тем, что он был испуган антикультурными тенденциями в технологическом
обществе и видел в нацистах людей, стремящихся утвердить старую культуру
и миссию Германии в этом отношении. К несчастью, исходные позиции,
которые привели его к принятию нацизма - по крайней мере до того, как он
увидел, что нацизм совершенно не преследует те цели, которых добивался
Хайдеггер, - оставались с ним даже в его последующих работах. Хайдеггер
описывает свою философию как исследование Бытия. Его считают
экзистенциалистом, хотя он сам отрицает эту связь, утверждая, что именно
Бытие как таковое, а не личностное существование составляет главную цель
его интереса. Его работа направлена в основном на поиски некоторого вида
значения, лежащего в сердце удивительного факта, состоящего в том, что
"существуют вещи". Он многим обязан Кьеркегору и своему учителю -
Эдмунду Гуссерлю. Хайдеггер в свою очередь оказал большое влияние на
Сартра. Хайдеггер использует термин Dasein (бытие), чтобы описать способ
существования человеческого существа и утверждает, что человеческая
жизнь радикально отлична от других форм жизни, потому что способна
познать себя и размышлять об этом бытии. Человеческие существа,
утверждает он, могут выбрать подлинную жизнь, полностью понимая свое
положение в мире, или неподлинную, наподобие автоматов, бездумно
приспосабливаясь к установленным порядкам и образцам. Его главная работа
"Бытие и время" опубликована в 1927 г. В ней он дает анализ
человеческого существования и рассматривает его как путь к пониманию
самого бытия. Его методом является феноменология, воспринятая от
Гуссерля. Цель ее состоит в том, чтобы указать и описать данные
непосредственного опыта просто как они есть, не накладывая на них
организующие понятия. С феноменологической точки зрения, мир есть
состояние, в котором мы заняты и живем, он конституирует наши жизни.
Скорее мы представляем собой "существа-в-мире" и Dasein - наша
человеческая реальность или способ существования - является тем
множеством путей, в которых мы осуществляем жизнь. Это означает "что-то
делать, что-то производить, обращать внимание на что-то, присматривать
за чем-то, использовать что-то, отказываться от чего-то и давать
возможность чему-то, поддерживая, сопровождая, проявляя, раздражаясь,
рассуждая, обсуждая, определяя". Хайдеггер пишет о "столкновении" с
миром и "настроении", с которым мы сталкиваемся с миром как об оценке
мира. Мы находимся в мире, претворяя наши собственные перспективы в
жизни и используя то, что человек присваивает мир, схватывает ситуацию,
в которой находится человек в мире, и понимает, что может попытаться
сделать, и делает то, что он предусматривает скорее, чем все это будет
увлечено потоком событий. Однако эта тесная связанность с жизнью мира
вызывает напряжение между самореализацией человека и бездумной
коллективной практикой, которую осуществляют "они" в мире. Я могу
сделаться деперсонализированным объектом использования другими,
поддаваясь механическим привычкам и условностям повседневного
существования, приспосабливаясь к тому, что является средним, обычным и
часто банальным. Хайдеггер описывает такого человека в качестве
"анонимного существа", человеческого существа, сделавшегося отчужденным
от его истинного "Я", некоего существа, страдающего отсутствием
аутентичности, подлинности. Однако дело не в том, что если я аутентичен,
я буду вести себя обязательно необыкновенным или странным образом, а в
том, что мои действия, независимо от того, странные они или привычные,
происходят из моего собственного поведения, а не из внешних факторов.
|
|