Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Алексей
Степанович Хомяков
Алексей
Степанович Хомяков (1804-1860) - русский философ, развивал идеи
славянофильства в философии. Он был родом из семьи дворянина-помещика,
умер от холеры. Хомяков заложил основы метафизической философской
системы, развитой в работах последующих русских философов. Он полагал,
что Божия истина выходит за пределы логического постижения. Она есть
объект веры, в то же время вера не есть нечто, противоречащее
логическому пониманию, хотя она и обладает металогическим характером. Он
считал, что гармония веры и рассудка дает "всецелый разум". Человек
представляет собой существо, обладающее рациональной волей и
нравственной свободой. Свобода выражается в свободе выбора между
праведностью и грехом. Все, что сотворено, находится в греховном
состоянии- или действительном или возможном. Спасение от греха состоит
или в отсутствии искушения или в Божией милости. Бог указал сотворенному
путь спасения от греха. Он явился в образе Богочеловека - Иисуса Христа,
верховного судьи сотворенного во грехе. Он заставляет человека осознать
полную свою вину, однако одновременно проявляет и любовь отца. Он, по
словам Хомякова, объединяет себя с каждым, кто Его не отвергает, с
каждым, кто тянется к правде, которая заключена в церкви. Заложив основы
метафизической религиозной системы. Хомяков наметил основные принципы
ее, которые потом были разработаны в трудах корифеев русской философской
мысли - Вл. Соловьева, Бердяева и др. Хомяков понимал церковь как
органическое целое, как тело, во главе которого стоит Иисус Христос.
Человек верующий находит в церкви более совершенную жизнь. "Песчинка, -
говорит Хомяков, - действительно не получает нового бытия от груды, в
которую ее забросил случай... Но всякая частица вещества, усвоенная
живым телом, делается неотъемлемой частью его организма и сама получает
от него новый смысл и новую жизнь: таков человек в Церкви, в теле
Христовом, органическое основание которого есть любовь" [Полн. собр.
соч. Т. II, С. 115]. Церковь обеспечивает многим людям свободу, которая
возникает тогда, когда это единство покоится на самоотверженной и
бескорыстной любви. Свобода верующего возникает в силу того, что он
находит в церкви "самого себя, но себя не в бессилии своего духовного
одиночества, а в силу своего Духовного, искреннего единения со своими
братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем
совершенстве или, точнее, находит в ней то, что есть совершенного в нем
самом - Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой
нечистоте каждого отдельного существования. Это очищение совершается
непобедимою силою взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта
любовь есть Дух Божий" [Полн. собр. соч. Т. II. С. 114-115].
"Христианство, - указывал Хомяков, - есть свобода во Христе" [С. 198].
Основным принципом церкви для Хомякова выступала соборность, которая
означала, что абсолютным носителем истины является только церковь, а не
патриарх, духовенство, вселенский собор в отдельности. Для Хомякова
церковь означает всегда православную церковь, поэтому о католицизме и
протестантизме Хомяков не говорит как о церкви. В то же время он не
считал, что православная церковь владеет всей правдой, так как принципы
христианства еще нигде не осуществились в полной мере. Для Хомякова
католицизм воплощает в себе единство без свободы, а протестантизм -
свободу без единства. Только христианство, по Хомякову, воплощает в себе
сочетание единства и свободы, т.е. истинный принцип соборности, который
опирается на любовь к Богу и на любовь ко всем, кто любит Бога. Наиболее
ценным в философских работах Хомякова является его акцентирование
важности единства любви и свободы, их неразрывного единства. Для него
христианство воплощает в себе религию любви, что является источником
свободы. Первенствующее значение Хомяков придавал русской деревенской
общине, которая на своих сходках принимала единодушное решение в
соответствии с принципами справедливости, совести и истины. Хомяков
выступал за демократию, отстаивая идеалы гуманности, считая, что каждая
народность должна развиваться мирно и самобытно. Он также выступал
против рабства, полагая, что главным злом рабства является
безнравственность. Хомяков подобно Киреевскому оценивает европейскую
культуру как формальную, сухую и рационалистическую, в то время как
русская культура связана с идеями разумности и цельности. В то же время
Хомяков указывал на недостатки русской жизни, часто осуждая порядки,
существовавшие в России. Он полагал, что Россия не смогла воплотить свой
идеал в полной мере в жизнь потому, что очень мало внимания у русского
народа уделяется логическому способу мышления, без соединения его со
сверхлогическим познанием действительности. Однако у Хомякова была
великая вера в значительную миссию русского народа. Он верил, что
наступит время, когда русский народ проявит все свои духовные силы и
всецело будет придерживаться принципов православия. Россия, по его
словам, должна стоять в центре мировой цивилизации, и основной
характеристикой России будет то, что она станет "самым христианским из
всех человеческих обществ". В то же время, превознося Россию и видя в
ней идеал, к которому идет истинное общество. Хомяков ценил в Западной
Европе многое, она являлась для него сосредоточением многих духовных
ценностей, страной "святых чудес". Однако в Западной Европе не была
развита идея соборности, которая была так мила и близка Хомякову.
Соборность для Хомякова означала любовь людей к одним и тем же
ценностям, выражающаяся в свободе и единении всех людей. Соборность -
это характерная черта церкви и общины, она применима для разрешения
многих трудных проблем социальной жизни. Для Хомякова именно
христианство являлось той религией, которая соединяла в себе любовь и
свободу.
|
|