Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Эмпедокл
Эмпедокл (490-430 до Р.Х.) -
древнегреческий философ. Был также политическим деятелем и поэтом.
Занимался врачеванием, жречеством. Деятельность его протекала в г.
Агригенте в Сицилии. О нем ходили легенды как о чудотворце необычайной
силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц
без дыхания. Он обладал всевозможными талантами и достоинствами. Владел
искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в
Сицилии. Смерть его также окутана легендами. Рассказывают, что он
бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога. Ему принадлежит
поэма "О природе", из которой сохранились 340 стихов, а также
религиозная поэма "Очищения" (дошло около ста стихов). Основу учения
Эмпедокла составляет концепция о четырех стихиях, которые образуют
"корни" вещей. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Они
заполняют все пространство и находятся в постоянном движении,
перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи
как бы складываются из этих стихий, "вроде того, как стена сложена из
кирпичей и камней". Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей.
Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в
определенных пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух
частей земли и четырех частей огня. Источником движения, происходящего в
природе, - не сами "корни", так как они неизменны, а две противоположные
силы - Любовь и Вражда. Эти две силы обладают вполне определенными
физическими качествами. Так, "липкая Любовь" имеет все свойства влаги, а
"губительная Вражда" - свойства огня. Таким образом, весь мир
представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если
начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос - шар, при котором
Вражда находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то
происходит движение стихий и они оказываются разделенными. Затем
начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса
- однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Таким образом,
концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме. В мире существует
единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а
последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором
сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы - "корни всех
вещей", а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда
господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное
своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда,
появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество.
Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.
Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех
происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они
вечны. В своей философии Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, но
которые в то время, когда жил Эмпедокл, не могли быть подтверждены
эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определенное время для
своего распространения. Даже Аристотель в IV в. до н.э. считал это
мнение ошибочным. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости
биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно
заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного
отбора. Эмпедоклу принадлежит и ряд замечательных мыслей в области
медицины. Так, он полагал, что невозможно овладеть врачеванием, если не
знать, не исследовать человека. В своей теории чувственного восприятия
Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия
зависит от строения телесных органов. Он полагает, что подобное
постигается подобным, поэтому органы чувств приспосабливаются к
ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может
приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается.
Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают
"истечения" от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то "истечения"
не могут проникнуть, и восприятия не происходит. Теория ощущений
Эмпедокла оказала большое влияние на последующую древнегреческую мысль -
Платона, Аристотеля, атомистов.
|
|