Разделы сайта:
Предметы:
|
Философия. Электронные учебникиГлоссарий 5. Метафизика Философское учение о первоначалах всякого бытия, о сущности мира, об абсолютном, безусловном и сверхчувственном, о том, что существует вне человеческого опыта и о существующем после природных явлений. • 6. Аксиоматический метод Способ построения научных теорий в виде систем аксиом и постулатов, и правил вывода, позволяющих путём логической дедукции получать теоремы и утверждения данной теории. • 6. Рационализм Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический нововременной рационализм исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. • 6. Эмпиризм Философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта и чувственного познания, принижение роли рационального познания. • 11. Методология Философское учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Также это учение о принципах построения, формах, и способах научного познания. • 11. Скептицизм Философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надёжного критерия истины. В Новое время скептицизм являлся синонимом свободомыслия, критики религиозно-философских догм. • 15. Архитектоника Выражение закономерностей строения философской системы или текста какого-либо автора. • 15. Этика Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственные нормы поведения человека, живущего в коллективе. Понимается также как совокупность нравственных правил, норм поведения какой-либо общественной или профессиональной организации. • 18. Интуиция Особая форма познавательной деятельности, характеризующаяся как способность непосредственного постижения истины без доказательств и логических операций: то есть в соответствии с тем, как “заложено природой”. • 19. Дедукция Логическая операция, заключающаяся в переходе от общего к частному. Это вывод по правилам логики, состоящий из звеньев-высказываний, связанных логическим следованием. • 22. Абстракция Понятийная форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от его частных свойств и связей, то есть конкретного. • 22. Инерция Свойство тела сохранять состояние равномерного, прямолинейного движения или покоя, когда действующие на него силы отсутствуют или взаимно уравновешены. • 23. Дуализм Философское учение, считающее духовную и телесную субстанцию равноправными началами. Разработана Декартом в противовес монизму. • 27. Гетерогенный Философский термин, означающий нечто, неоднородное по своему составу и содержанию, и противоположное гомогенному. • 30. Механицизм Философский принцип, появившийся в XVII веке, объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источником механицизма служит абсолютизация законов механики. • 31. Аналитизм Использование анализа, как мысленного расчленения объекта на элементы или как уточнение логической формы и структуры рассуждения. • 31. Онтология Учение о бытии вообще, как таковом, бытии, независимом от его частных видов, а также о нематериальной, сверхчувственной структуре всего существующего. В онтологии исследуются всеобщие основы и принципы бытия, его структуры и закономерности. • 31. Редукция Методический приём, обозначающий сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения, а также уменьшение или ослабление чего-либо. • 32. Унификация Философская категория, означающая приведение чего-либо к единой системе, форме и единообразию. • 32. Энтропия Философско-научный термин, означающий величину, характеризующую меру и степень неопределённости и неупорядоченности системы, её пребывание в данном состоянии. Также энтропия – силы хаоса. • 40. Аксиология Философское учение о природе социально-эстетических ценностей, о ценностях жизни, культуры и т.д. • 45. Деизм Религиозно-философская доктрина, признающая Бога как мировой разум, создавший целесообразную машину природы, давший ей законы и движение. Однако деизм отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (чудеса, промысел) и не допускает иных путей познания кроме разума. • 45. Имманентное Свойство, внутренне присущее тому или иному предмету, явлению, процессу, проистекающее из этого явления. • 45. Монизм Философское учение, рассматривающее многообразие явлений мира с точки зрения единой основы (субстанции) всего существующего. Монизм утверждает, что основой всего сущего является одно начало – субстанция. • 45. Пантеизм Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое. Весь мир и вселенная является Богом в каждой её части. • 46. Апория Понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую задачу или проблему. Апория возникает тогда, когда в самом предмете или в понятии уже заложено противоречие. Примером апории служит рассуждение Зенона Элейского о невозможности движения. • 46. Модус Философский термин означающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута (неотъемлемого свойства предмета). Спиноза определяет модус как состояние субстанции. • 47. Атрибут Необходимое, существенное и неотъемлемое свойство объекта. Спиноза определяет его как нечто, что ум представляет в субстанции, как принадлежащее ей. Основные атрибуты субстанции, согласно Спинозе – это протяжённость и мышление. Атрибутом материи, к примеру, может выступать движение. • 51. Апостериори Логико-философское понятие, означающее знание или доказательство, умозаключение, основывающееся на опыте или подтверждающееся наблюдениями и известными, доказанными фактами. Буквально “после опыта, из опыта”. • 51. Трансцендентное Философское понятие, характеризующее абсолют, как нечто, превосходящее всякое бытие. Кант определял это как выходящее за пределы человеческого познания • 54. Аффект Сильное, бурно протекающее и относительно кратковременное эмоциональное переживание: ярость, ужас и отличное от настроения и страсти. В состоянии аффекта человек захвачен тем, что вызвало переживание, и в этом состоянии происходит сужение сознания, ослабляется интеллектуальный контроль над поведением. • 58. Конкретное Философская категория, обозначающая нечто непосредственно данное, чувственно воспринимаемое, целое. С другой стороны, конкретное – есть система научных определений, выявляющая существенные связи и отношения вещей, закономерности и тенденции развития явлений. • 59. Окказионализм Направление европейской философии, утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства Бога в каждом отдельном случае (occasio) • 60. Спиритуализм Философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи. • 60. Субстанция Неизменимая основа всех явлений и процессов, реальность в аспекте внутреннего единства всех форм её развития, всего многообразия явлений природы, и истории, включая человека и его сознание. Субстанция – есть нечто относительно устойчивое, существующее само по себе, не зависящее ни от чего другого. Спиноза определял субстанцию как то, что существует само по себе и представляется исключительно через самое себя. • 60. Схоластика Тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологических и догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее распространение в Западной Европе. • 60. Теология Систематическое изложение представлений о Боге, об отношениях Бога и человека, влиянии веры и религии на жизнь. • 60. Энтелехия Целенаправленность и целеустремлённость как движущая сила явления; самоцель, активное начало, превращающее возможное в действительное. • 61. Априори Логико-философский термин, означающий знание или умозаключение, вывод, не основывающийся на реальном опыте, а изначально присущее человеку знание. Буквально “до опыта”. • 65. Янсенизм Религиозно-философское учение, разработанное Янсением Корнелием (1585-1638), синтезировавшее в себе католицизм и протестантизм. Янсенисты разделяли представление о спасении благодатью, предопределении, отрицали свободу воли. Осуждено католической церковью. • 66. Гуманизм Философское учение, основанное на признании абсолютной ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. • 67. Сенсуализм Философское учение, признающее ощущения и чувства единственным источником познания. • 73. Репрезентация Философское понятие, означающее представительность, симптоматичность, характерность какого-либо процесса или явления. Также репрезентация может обозначать то, как вещь, объект представляется через что-то. • 74. Индивидуация Философский принцип многоразличия, дифференцированности, при котором каждая монада необходимо должна быть отлична от другой. Лейбниц считал, что в природе не существует двух существ, которые были бы совершенно похожи один на другой. • 74. Плюрализм Философское учение, согласно которому существует несколько или множество независимых начал бытия или оснований знания. Всё существующее состоит из множества равнозначных и изолированных субстанций (монад в философии Лейбница), не сводимых к единому началу. • 75. Монадология Учение о монадах, развитое Лейбницем, как об активных субстанциях, являющихся микрокосмом, воспринимающих и отражающих другие монады и весь мир. • 76.Креационизм Религиозно-философское учение о сотворении Богом мира, вселенной и жизни из ничего. Характерно для христианской религии. • 79. Пиетизм Мистическое течение в протестантизме, отвергавшее внешнюю церковную обрядность, призывавшее к углублению веры, крайнему благочестию и отказу от всякого рода развлечений. • 80. Парадигма Научная теория, воплощённая в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, исходная концептуальная схема, а также модель постановки проблем и их решения. • 81. Рефлексия Философский термин, обозначающий форму теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их знаков. • 84. Анахронизм Устаревший взгляд или обычай, пережиток старины или отнесение какого-либо события к более древнему имени. • 85. Провиденциализм Религиозно-философское учение, интерпретирующее исторический процесс как осуществление замысла Бога. История основана на предвидении Бога, продумавшего жизнь человеческого рода от начала до конца. |
Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты | . |
R.W.S. Media Group © 2002-2018 Все права защищены и принадлежат их законным владельцам.
При использовании (полном или частичном) любых материалов сайта - ссылка на gumfak.ru обязательна. Контент регулярно отслеживается. При создании сайта часть материала взята из открытых источников, а также прислана посетителями сайта. В случае, если какие-либо материалы использованы без разрешения автора, просьба сообщить.