Разделы сайта:
Предметы:
|
Культура предков Руси13.1. Культура индоевропейцев и её особенности "Откуда есть пошла Русская Земля?" - задаёт вопрос летописец XI в. и пытается дать на него ответ. С той поры прошли сотни лет, но по-прежнему однозначного ответа на него мы не получим. Становится всё яснее, что истоки "Русской Земли", русской культуры скрываются глубоко во времени. На территории, которую занимает Россия, встречаются следы многих типов культур, начиная с палеолита. Но невозможно отождествить ту или иную культуру с определённым этносом, поскольку этническая характеристика культуры - явление не столь отдаленного прошлого. Наиболее общей характеристикой различных общин, родов, племён, населяющих территорию Европы и Азии, нынешнюю территорию России, является культурно-языковая общность, языковое единство. Наши предки входили в единую языковую общность народов, населяющих часть территории Европы и Азии до нашей эры и называющуюся "индоевропейцы" (или индоарийцы). К этой языковой семье относятся славяне, германцы, балты, кельты, греки, романцы, иранцы, армяне, индусы и другие народы. Другим признаком этой общности является их отнесённость к "белой расе". В ассирийской клинописи впервые мы находим деление всех народов по расовому признаку: в записи говорится, что имеется три расы - оливковая (жёлтая), чёрная ("обожженная на солнце") и белая - "шализ", "кхаму" и "иппат", или, по библейскому написанию, потомки сыновей Ноя - Шема (Сима), Хама и Иафета. Таким образом, индоевропейцы - это белая раса, "сыны Афта" (Иафета). Индоевропейская общность фиксируется учёными начиная с 4-3-го тысячелетий до н. э. Мифы арийских народов, зафиксированные в "Ведах" и "Авесте", рассказывают, что предки ариев, то есть индоевропейцев, пришли из местности, расположенной далеко на севере, в арктической области. Там над головой светят звёзды, Семеро ришн (Семеро мудрецов, или Большая Медведица), Богиня Арундхати (созвездие Кассиопеи) и Свати (яркая звезда в созвездии Волопаса, или Персея), - движущиеся вокруг неподвижной звезды Дхрува (Полярной). Видеть эти звёзды высоко над горизонтом можно лишь в северных широтах, севернее 550-560 с. ш., а в текстах "Вед" говорится, что эти звезды - "высоко в небе". Эту территорию современные учёные называют Арктида. В результате изменения климата Земли, предки индоевропейцев вынуждены были искать более благоприятные территории, заселяя более южные области, отправляясь на Запад и Восток. Языковая общность была нарушена. Учёные фиксируют различия в культурах индоевропейцев и индоиранцев (индоариев): для большинства индоевропейских языков характерна "лесная" традиция в наиболее древнем словарном запасе, а также отсутствие разрыва в продолжении этой традиции. Для индоарийцев характерно отклонение от такого рода экологического и хозяйственного фона в языке, присутствие "степной" традиции. В арийских языках представлена связанная со скотоводством терминология и имеются расхождения с терминологией земледельческой традиции по сравнению с другими индоевропейскими языками. В индоиранских и индоарийских языках отсутствует ряд земледельческих терминов, общих большинству индоевропейских языков. Филологи фиксируют различие, появившееся при произношении слов с корнем sentum - satem примерно с III тысячелетия до н. э., что связано с разделением индоевропейцев на два потока: первый образуют германцы, греки, латины (италийцы), кельты, второй - балто-славяне, индоиранцы, албанские, армянские народы. Во II тысячелетии из балто-славянской общности выделяются балтийские племена - ливы, латы, прусы, и словенские племена - чехи (моравы), поляки, сербо-хорваты, русские, булгары. А индоиранцы также разделились - на народы персидской группы, таджиков, и народы санскритской языковой общности, говорящие на хинди, урду и др. Произошло это примерно в 3-м тысячелетии до н. э. Таким образом, для индоевропейской группы народов была характерна производящая культура. В производящем хозяйстве первоначально земледелие развивается вместе со скотоводством и лишь позднее они обособляются, давая начала относительно самостоятельным культурам - земледельческим (индоевропейцы) и скотоводческим (индоиранцы). Для индоиранцев главное богатство - скот. Это присутствует и в религиозных обрядах. Богам жертвуют лошадьми, скотом, а не зерном. До сих пор в Индии корова - священное животное, убивать которое запрещено. Первоначально все предки индоевропейцев жили осёдло, они не были кочевниками, номадами, но вели подвижный образ жизни. У них были крупные по тем временам поселения: например, в Костёнках под Воронежем, найдены останки строения, которое представляло собою жилище площадью 600 кв. м. Обогревалось оно девятью очагами, расположенными по оси главного зала, и имело боковые пристройки, которые носили жилой характер, возможно, предназначались вождям, хозяйственный - там располагалась утварь, - и религиозный. В последних найдены вырезанные из мергеля скульптуры женщин, мамонта, медведя, пещерного льва. В Северной Африке и на Ближнем Востоке постоянных и долговременных поселений, относящихся к данному периоду, не обнаружено. Здесь человек ведёт ещё кочевую жизнь, то есть отстаёт в своём культурном развитии. Подобного рода поселения были найдены на обширной территории в Восточной Европе: в Чехии, под Курском, в Брянской, Гомельской областях, и в Сибири. Обитатели поселений орудия труда изготавливали из камня и кости, при этом достигли высокого мастерства в обработке материала, создавая иглы, наконечники копий, стрел, каменные кинжалы. Существовал широкий набор музыкальных инструментов - флейты, барабаны, разнообразные трещотки, погремушки; были найдены и струнные инструменты наподобие луков с основой из дерева или бивня мамонта. Умерших хоронили в лучших одеждах. Академик Окладников, изучая обнаруженные рисунки, доказал, что люди этой эпохи наблюдали за небесными светилами и вели учёт лунным фазам. Эти люди умели шить и кроить одежду. По их статуэткам видно, что костюм их представлял собою плотно облегающий меховой комбинезон с капюшоном, оставляющим открытым только лицо. Правда, внутри жилищ они ходили совершенно голыми или носили нечто, похожее по форме на передничек, прикрывая им нижнюю часть спины. Женщины уже делали причёски, украшали тела татуировками. Следует отметить, что 20-30 тысяч лет назад Европу населяли две расы - белая, индоевропейская, и негроидная, "гримальдийская", останки которой обнаружены и на Украине, и на Нижней Оке. Границы между областями расселения негроидов и европеоидов смещались. Поскольку "метисизация" не произошла, то это свидетельствует о том, что культуры сохраняли свою "самоидентичность", и контакты были глубоко "враждебными". Селение в Костёнках было покинуто внезапно, а все статуэтки божеств были разбиты пришедшими врагами. Его жители были индоевропейцами Ориньякско-Солютрейской культуры, возникшей и существовавшей 26-15 тысяч лет назад в Европе от Испании до Урала, центр которой располагался в Восточной Европе. Но за 15 тысяч лет до н. э. кратковременное потепление сменилось похолоданием, оттесняя людей с севера на юг, загоняя в пещеры. Развитие культуры замедлилось. Дальнейшее развитие культуры здесь связано с потеплением, наступившем в Европе 12-10 тысяч лет назад. Ледник начинает таять и человек покидает свои укрытия - пещеры. Примерно в VIII тысячелетии до н. э. внезапно исчезает так называемая "мадленская живопись" - развитая культура охотников, распространённая от Пиренеев до Урала. На смену изображениям животных, эпическим сценам охоты приходят рисунки-символы, превратившиеся в орнамент. Начинается период культуры производящего хозяйства. Люди занимаются земледелием, скотоводством; изготавливают крупные рубящие орудия: топоры, тёсла, долота, пешни, мотыги, делают лодки, лыжи, сани; шлифуют, пилят, сверлят камни, лепят глиняную посуду. Это - культура неолита. В Европе она начинается позднее почти на 4 тысячи лет. Древний Восток к этому времени уже основывает цивилизации, а Европа осваивает ещё варварский тип культуры. На отставании индоевропейцев сказался не только климат, но и территория освоения. В отличие от Египта, Месопотамии, Индии, где цивилизации вынуждены были осваивать долины рек и развиваться интенсивно, расселение индоевропейцев происходило в степной полосе, широко раскинувшуюся с Запада на Восток от Дуная до Амура, где они могли развиваться экстенсивно. Это привело к развитию скотоводства, но скотоводства не кочевого, а полукочевого, осёдлого, с дополнением земледелием и созданием городков-полисов - центров племенного вождества, пунктов хранения запасов продуктов питания и кормов для скота. Археология обнаруживает существование в это время на территории Европы двух пород людей. "Низкорослая" занимается ещё охотой, рыбной ловлей, собирательством и осваивает лесную зону. "Высокорослая" осваивает степь и лесостепь, занимаясь скотоводством и земледелием. На территории России развитая культура шла из степи в лес, с юга на север. Именно в зоне лесостепи складывается земледельческая общность индоевропейских народов. Примерно в V-IV тысячелетиях до н. э. произошло эпохальное событие - в степях Северного Причерноморья была приручена лошадь. И сделали это индоевропейцы. На Ближнем Востоке коневодство и употребление колесниц вошло в жизнь только в середине II тысячелетия до н. э. В законах Хаммурапи при упоминании различных видов скота лошадь даже не упоминается! Вслед за приручением лошади индоевропейцы изобрели колёсную повозку. В "Авесте" "ратайштар" ("стоящий на колеснице") - слово, употребляемое для обозначения касты военной аристократии. В Индии употреблялось иное слово - ратхештар, или более знакомое нам слово - кшатрий, представитель касты воинов. И там, и там корень "рат". На Руси - "ратой" - пахарь, работник в поле, но и "рать", "ратник" - воин. По всей вероятности, изобретение конной повозки создало толчок для разделения племён - часть из них устремляется на юг, юго-восток, осваивая просторы Ирана и Индии. От индоевропейской общности отделились индоарии, и произошло это, по всей вероятности, в 3-2-м тысячелетиях до н. э. Для индоевропейской культуры характерны: 1. общность происхождения - из мифической страны Арианы, или Арктиды; 2. общность первоначального проживания в рамках Ориньякско-Солютрейской культуры с центром в Восточной Европе; 3. расселение и освоение пещерных культур в период оледенения в 15-ом - 8-м тысячелетиях до н. э. К этому времени предки индоевропейцев живут ещё в рамках "каменной" культуры, занимаясь охотой, собирательством, рыболовством. Это культуры палеолита и мезолита. В 8 тысячелетии до н. э. происходит неолитическая революция и переход к культуре производства: основными занятиями являются скотоводство и земледелие. Это культура варварских народов. Приручение лошади, освоение нового транспортного средства - колёсной повозки позволяют осваивать новые территории. Идёт распространение индоевропейской культуры вширь, экстенсивно. Складываются первые сословия, касты, которые состоят из воинов, жрецов, земледельцев, ремесленников, профессионально занятых соответствующими видами культурной деятельности. Оформляется общая мифология; следы единой мифологической системы мы обнаруживаем в таких произведениях арийской группы индоевропейцев, как "Веды" и "Авеста". В этот период индоевропейцы не отстают от культур, которые со временем создадут древние цивилизации на Востоке, а во многом и превосходят их. Так, в 6-5-м тысячелетиях до н. э. уровень металлургии в Прикарпатье значительно превосходил другие регионы, "был очень высоким и, возможно, не имел себе равных в то время ни в Анатолии, ни в Иране, ни в Месопотамии" [13.2]. Здесь строились города, окружённые каменными стенами, в центральной части выделялась главная цитадель, население жило в добротных домах. Уже одно то, что область народов, говоривших на индоевропейском языке, раскинулась на территории от Пиренеев (где граничила с иберо-кавказскими языками) до Алтая (где встретилась с торкскими народами, монголоидами), дошла до Палестины и Месопотамии (где столкнулась с семито-хамитской культурой), дошла до Ирана и Индии, - говорит о том, что это была культура высочайшего уровня. Наряду с Карпатской, археологи выделяют у индоевропейцев ряд культур: "Ямная" культура (5-3-е тысячелетия до н. э.), раскинувшаяся от Приуралья до Днестра. Под Челябинском открыты город, принадлежавший, по всей вероятности, "ямникам", с двумя обводами стен. Развитие городской системы свидетельствует, что в этот период начинает утрачиваться политическое единство индоевропейцев. На восток от Ямной культуры располагалась развитая Андроновская, охватывавшая Западную Сибирь и Казахстан, на Северном Кавказе - Майкопская, у истоков Волги - Фатьяновская культура, в долине Дуная - культура Чернавод, от Волги до Рейна распространилась культура шнуповой керамики и боевых топоров. С расселением индоевропейцев в Европе начинают развиваться скотоводство и земледелие, осваивается пахота с помощью плуга (в Альпах и Швеции найдены самые древние изобретения плуга), появляется повозка, приручается и используется лошадь, закладываются рудники в Четких и Рудных горах, на Урале и в Альпах. Осваиваются соляные копи, начинается производство фаянса, стекла, возникают селения и первые города-полисы. В то же время, сохранились очаги более примитивных культур охотников, рыболовов, собирателей, которые вытеснялись в лесные зоны: в то время, как на Дунае и на Балтике возникали первые города, обитатели территории Франции промышляли охотой и только осваивали примитивное земледелие. В XIV в. до н. э., когда индоевропейцы (греки) добрались до Сардинии, здесь ещё жили каннибалы - при раскопках их селений найдены расколотые человеческие кости. Определённые воспоминания об этих народах сохранились в сказках, легендах, мифах, вошли в литературу. Так, Гомер в "Одиссее" (VIII в. до н. э.) описывает быт и поведение "Циклопа" - представителя примитивной культуры. В некоторых местах Европы вплоть до железного века сохранялись и племена людей иной расы - негроидов, которые были, по всей вероятности, уничтожены пришельцами. В Европе в это время существовал ещё один очаг высокой культуры - иберийской, на Пиренеях. Миграция её носителей прослеживается в виде "культуры колоколовидных кубков", занявшей часть Франции. Но эта культура была поглощена или вытеснена индоевропейцами. В то же время индоевропейцы не создавали единых централизованных государств. Очаги возникающих цивилизаций не слились в единые политические объединения. Единство обеспечивалось культурными, духовными факторами: единством языка, предметов культуры, мифологии, религии, искусством. Например, для кельтов была характерна разветвлённая система жрецов: друиды, филиды, барды. Религия кельтов включала представления о реинкарнации души, матю, деление мира на три сферы: небесную, земную и подземную (либо духовную, физическую и астральную). Друиды были обладателями знаний в области географии, астрономии, медицины (в Англии и Ирландии обнаружены наборы хирургических инструментов, относящиеся ко II тысячелетию до н. э.). Известно, что "каменный век" даёт три направления в развитии технологии: "микролитическую", мезолитическую (обычных размеров) и мегалитическую (укрупненных форм). Индоевропейцы создали в Европе целую систему мегалитов: Стоунхендж в Англии, Нью-Грейндж в Ирландии, Карнак во Франции, Аркаим - под Магнитогорском на Урале. Аркаим - город-храм, был открыт совершенно недавно, в 1987 г. Оказалось, что он был построен в виде зодиакальной карты неба и являлся древнейшей обсерваторией. Его структуре аналогична Стоунхенджу. Мегалиты делятся на менгиры - отдельно возвышающиеся каменные столбы, дольмены - столбы, соединённые сверху плитой, и кромлехи - кольцевые сооружения, соединённые из менгиров и дольменов. Кельтское название "кромлех" соотносится с русским "кромник", "кремник", "кремль", "кромы". Такого типа сооружения - каменные обсерватории были созданы и в других местах: на Алтае - курган Аржан, на Куликовом поле найден огромный "Цыганский камень", выполнявший астрономические функции, в Польше - на горе Шленза. Расселение индоевропейцев в IV-II тысячелетиях до н. э. привело к тому, что общая в своей основе культура распространилась на обширном пространстве - от Атлантического до Индийского океанов. Но это - и период усиления неравномерности в развитии культур: группы, ушедшие на освоение новых территорий, вынуждены были искать Ответы на новый Вызов и находить их, "модернизируя" свою культуру, приспосабливая её к изменившимся условиям. Так, они раньше стали создавать централизованные цивилизации, образовывать крупные государства, развитые религиозные системы. Та часть индоевропейцев, которая осталась на уже освоенной территории Европы, хорошо приспособилась к ним, и процесс культурного развития здесь замедлился. Здесь не возникли крупные государственные образования, цивилизационные процессы были эпизодическими и неустойчивыми. Занимаясь земледелием и скотоводством, они контактировали с примитивными народами культур присвоения, ещё сохранявшимися в Европе. Таким образом, Европа в этот период была "пёстрым" в культурном отношении образованием. Здесь были неустойчивые очаги цивилизаций, которые окружали "варварские" культуры с вкраплениями народов, ещё находящихся на дикой стадии своего развития (племена побережья Сев. Ледовитого океана). Наши предки принадлежали к единой культурно-языковой общности, которую называют индоевропейцами, и которая расселилась на обширной территории от Атлантики до Индийского океана. Но процесс экстенсивного развития культуры - вширь, сопровождался и ростом её обособления, самостоятельности, дифференциации. Так, группа народов, которые впоследствии дадут нам "русский народ", обособилась ещё во II тысячелетии до н. э., избрав самостоятельную судьбу, заселив пространства Восточной Европы. Здесь археологами фиксируется ряд культур: Чернолесская, Милоградская, Зарубенецкая, Черняховская и др. Но названия этих культур даются археологами по названию местности, где велись раскопки. Эти названия не связаны с культурой этноса. Но в расположении этих культур, тенденциях преемственности коренится определенное единство, что позволяет отнести их к культурам народов, которые впоследствии будут названы "русскими". Известный историк Б. А. Рыбаков предлагает назвать территорию, на которой сейчас располагаются города: Киев, Чернигов, Переяславль (Русский), Треполь, Корсунь-на-Роси, Богуславль-на-Роси, Стародуб, Трубчевск, Глухов - "Русской землёй", а культуру, располагавшуюся во времени на этой территории - "древности русов". Б. А. Рыбаков отмечает, что более чем за тысячу лет всё предшествующее развитие было поступательным и не знало крупных и длительных поражений в борьбе со степными соседями: киммерийцами, скифами, сарматами. Например, сарматы на протяжении шести столетий теснили праславянские племена земледельцев на север, с чем и совпадает Зарубенецкое (III в. до н. э. - III в. н. э.), обеднённая культура. "А ей предшествует так называемая Черняховская культура (Х в. до н. э.). У обеих культур очень много общего, что позволяет их представить как единую цепь развития культуры и складывания единой культурной общности - "предков Руси"" (Б. А. Рыбаков). Если мы будем рассматривать летописи, то обнаружим в них две разные концепции начала Руси: поляко-дунайскую (Нестор) и варяго-русскую (Сильвестр). И обе они в основе достоверны: в Киеве сохранились предания о переселении с Дуная (Норик - область Рушланда), а новгородцы и прямо вели себя "от рода варяжского". Область Зарубенецкой культуры - область распространения "русской" терминологии, русского влияния, сказывавшегося и при образовании "полянского" союза племён, и, позднее, при образовании Киевской Руси, объединившей русское (киевское) и новгородское (славянское) начала. Собственно "славян" ни древняя, ни даже средневековая история не знает. Этот термин ввел в научный оборот в XVIII веке в Австро-Венгрии историк Иордан Иона Христофер. Употреблялся другой термин "склабы" (саклабы) - переводимый как "рабы". У латинян это слово получило звучание "склавы" и вытеснило слово "сервус" - раб. Зато термин "рос", "рус" широко распространён в названиях гидронимов: река Руса, населённых пунктов: Старая Русса, словарном составе: "русый", "русский", "русич" и т. д. Нестор относит начало Русской Земли ко времени первого князя Киева, Кия, то есть от 430 г., когда он, по свидетельству польского летописца Стрыйковского, был построен. Эти сведения он заимствует у Нестора, из его "Повести временных лет", вариант которой до нас не дошёл. У Нестора были поименованы потомки князя Кия, которые правили Русской землей до 502 г. В "Повести временных лет" (ПВЛ) приводится миф об основании Киева: "И было три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий Хорив, и сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне взвод Боричев, а Щек сидел на горе, что ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, что ныне прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок в имя старшего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и осмыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве...". Около 800-809 гг. произошло второе переселение славян с берегов Эльбы на восток, в район будущего Новгорода. Северо-западная Европейская часть России на протяжении тысячелетий выступает как место соприкосновения двух "устойчивых древних и, видимо, родственных, этнокультурных массивов. Границей между ними была река Ловать - Волхов. В период неолита здесь соседствуют нарвская (западнее речной границы) и верхневолжская культуры. В эпоху бронзы - культура прибалтийских ладневидных топоров и фатьяновская культура. В ранний "железный век" - культура "каменных могильников" и "грунтовых могильников с сожжением". Во второй половине 1-го тысячелетия н. э. западнее сформировались ареал псковско-боровичских длинных курганов и ареал новгородских сопок. Древнерусская эпоха - это древнерусские грунтовые могильники с трупоположением (Х-ХII вв.) и городища с ленной керамикой (VII-IX вв.), они смещаются через границу Волхов - Ловать на запад (то есть вытесняют "западную" культуру) и на восток - в Приладожье. Таким образом, славянская культура, постепенно вклиниваясь в прибалтийско-финскую и волжско-финскую, оттесняет их. Именно "верхняя Русь" - славяне, кривичи, чудь меря, весь - то есть славянские и финно-угорские племена, образовав "северную федерацию", прогнали "варягов", то есть отказались платить им дань, а затем "призвали" ободрита Рюрика, внука Новгородского князя Гостомысла, его дружину, а также род для княжения. В Верховую Русь входили города: Ладога, Новгород, Изборск, Белоозеро, позднее (после 864 г.) Полоцк, Ростов, Муром. Инициатива собирания русских земель исходила от "Верховой Руси" - в 882 г. Олег Вещий организует из Новгорода поход на Киев, убивает правивших там варяжских князей Аскольда и Дира, и объединяет оба центра государственности в единое централизованное государство со столицей Киевом. Долгие годы в вопросе об образовании древнерусского централизованного государства господствовала "норманнская" концепция. Миф о призвании "варягов - руси" и князя Рюрика содержится в ПВЛ Нестора. Новгородские летописи, а их известно 14, в том числе и составленная первым новгородским епископом Иоакимом, рассказывают, что потомственный новгородский князь (а не "старейшина", как в ПВЛ) происходивший в 11 колене от Словена, брата Скифа, по имени Гостомысл, лишился всех своих наследников: 4 его сына умерли или погибли в битвах, три дочери были отданы в жёны соседним князьям, и поэтому призвал старейшин от словенских и финских племён и предложил им призвать на княжение своего внука от его дочери Умилы. И тогда старейшины от племён: русь, чудь, славяне, кривичи, весь и дреговичи (всего 6) призвали на княжение в Новгород Рюрика. Таким образом, мужская линия престолонаследия пресеклась и княжеский престол в Новгороде был замещен по женской линии, дочерней. Рюрик был сыном Годолюба (в германской транскрипции - Годлава), князя прибалтийских словян - рарогов. А матерью его была дочь князя Новгородского Гостомысла. Немецкие хронисты выводили словян - рарогов - от древних ругов. Рароги - входили в межплеменное объединение - союз бодричат. Племя рарогов имело свой знак - сокола - Рарога, воплощение Огнебога - Семаргла. По имени этого племенного символа и был назван Рюрик - Рарог. Его геральдическим знаком (и впоследствии всех князей-рюриковичей) был сокол. В стилизованном виде он изображался в виде "тризуба" - пикирующего сокола и сохранился в украинской символике. В 808 г. датский король Готфрид захватил город бодричей Рерих (Рарог) и убил Годолюба. Так Рюрик ещё в детстве лишился княжеской вотчины, вынужден был бежать и очень долго безуспешно пытаться вернуть себе отцовское княжество. Союз ободритов безуспешно пытался отстоять свои земли, пока уже в XII в. не был полностью побежден. Рюрику ничего не оставалось делать, как податься в "вик", стать "викингом", "сыном вика". "Вики" - это укреплённые военные лагеря, где собирались "лишние люди" всех племён и народов, где они пытались найти справедливость, защиту, а может, и поймать "птицу счастья" в дальнем походе. Имя Рюрика встречается в западных летописях за 826 г., когда он ищет помощи у императора франков Людовика Благочестивого и не находит её. В 843 г. он участвует в походе норманнов на Нант, в ходе которого были захвачены ещё ряд городов в устье Луары и Горопны. Затем они захватили Ла-Корунью, Лиссабон, достигли Африки. На обратном пути варяги высадились в Андалузии и захватили Севилью. Это были "русы", предводителями которых был Рюрик и его брат по отцу Харальд. Г. Р. Державин, располагавший богатым архивом древних документов, впоследствии утраченным, утверждал, что Рюрик совершил немало и других подвигов - захватил Нант, Бордо, Тур, Лимузен, Орлеан, участвовал в первой осаде норманнами Парижа. В 845 г. ладья Рюрика громит города по Эльбе. В 850 г. он возглавляет флот уже из 350 кораблей и грабит Англию. В 850 и 854 гг. он ищет покровительства у короля Лотаря, опять же в деле возвращения отцовского княжества и опять безуспешно. В это время к нему поступает предложение от Новгородцев и в 862 г. он принимает его, приходит на Русь. Первоначально он оседает в Ладоге, своих родственников - русов (sine hus, то есть "Синеуса" - в летописи) он послал в Белозеро, а дружинников (thru vorinq - то есть "Трувора" летописи) разместил в Изборске. Женой Рюрика была Ефанди - дочь из рода норвежских королей, а её брат - Вещий Олег (Хельга) был его советником и опекуном малолетнего Игоря. Размещение дружины Рюрика было не случайным. Ладога открывала путь "из варяг в греки" через Новгород. Изборск был ключом к водному пути через Чудское озеро из Эстонии на реку Великую и к Чёрному морю. Белозеро запирало дорогу на Волгу, к хазарам, в "Индии". Таким образом, Рюрик захватил важнейшие стратегические пункты, что и позволило потом начать объединительное движение в сторону Киева. Сложилось два центра культуры: Новгород с ориентацией торговых связей с Севера на Юг - из "Варяг в греки" и Киев, ориентированный на торговлю Запад - Восток, с мусульманскими странами Востока по Волге - Каспию. К IX-X в. противостояние начало мешать славянскому единству. Князь Владимир Святославич (Новгородский, а потом и Великий, Киевский) предпринимает попытки политического, а значит, идеологического объединения Руси: Попытка создать единый пантеон языческих богов. Неудачно. Создание единой идеологической религиозной системы. Выбор веры. Утверждение православия. В упомянутом едином пантеоне мы не встречаем Рода и Рожаниц, Сварога, Сварожича, Велеса. Почему? По всей вероятности, пантеон Владимира отражал религиозные настроения и симпатии дружины, а не простого люда, поэтому не случайно во главе Пантеона был поставлен Перун, дошедший к славянам в IX-X вв. из Прибалтики. Но "языческая" реформа оказалась неудачной. И очень скоро (988 г.) по инициативе Великого князя Владимира происходит принятие христианства в его греческом варианте, то есть православия. В дальнейшем, на протяжении тысячи лет именно православие будет оказывать существенное влияние на культуру Руси Киевской, затем Московской, а впоследствии - и России. В развитии предков Руси можно выделить ряд этапов. Развитие протославянских, проторусских племён в недрах индоевропейского единства. Этот период охватывает 4-е и 3-е тысячелетия до н. э. Постепенное обособление индоевропейских племён, их расселение на запад, юг, юго-восток Европы. Процесс этот занял значительный промежуток времени, охвативший 3-2-е тысячелетия до н. э. Здесь мы отмечаем разделение индоевропейского единства на западную ветвь - германцев, греков, латинян (италийцы) и др., южную - индоиранцев, юго-восточную область - балто-славян. Этот период завершается разделением во 2-м тысячелетии до н. э. балто-славянской общности и выделением группы "славянских" племён - чехов (морава), поляков, сербо-хорватов, русских, булгар. Обособление русских племён в бронзовом веке (VI-IV вв. до н. э.). Попытка создания своей государственности, связанная с Милоградовской культурой, и называемая "Великая Скифь", или "сколотовская" культура. Упадок культуры в результате разгрома сарматами и расселение. Это - "трояновы века" русского эпоса. Это период связан с Зарубенецкой культурой и охватывает время с III в. до н. э. по III в. н. э. Образование Киева союзом славянских племён, "полянами", что произошло в 430 г., и его развитие (рис. 13.4). Возникновение двух центров русской культуры - Киева и Новгорода (VIII в.), расположенных на едином водном пути из "варяг в греки", объединительные стремления на фоне усиления зависимости от Хазарского каганата и варягов, завершение этих усилий созданием нового централизованного государства - Киевской Руси. Принятие христианства, православия. Этот период охватил время с V в. до Х в. Развитие культуры Киевской Руси. На духовный облик наших предков оказали своё влияние прежде всего различного рода верования, отразившиеся в мифах, обрядах, праздниках. Так, в "Слове об идолах" (ХII в.) различаются три этапа развития языческой культуры у славян. Автор "Слова об идолах" отмечает, что наши предки "клали требы упырям и берегыням". Затем "начали трапезу ставити Роду и рожаницам". Впоследствии начали поклоняться "проклятому Перуну и Хорсу и Люкоши и Дилам". Наиболее древние воззрения, возникшие ещё в первобытной культуре - это верования в упырей (мертвецов) и "берегынь" (духов-хранителей территорий, хозяев лесных угодий, стад животных, водных источников). Это - сверхъестественные существа, "собственники" природных богатств периода культуры присвоения, у которых следует искать покровительства, просить об удаче на охоте, возвращать им, взамен присвоенных богатств, почитание, поклонение, "жертву". Переход к культуре производства, аграрного, сельскохозяйственного, вызывает изменения в господствующей культуре. Утверждается культ производства, производящей силы земли, скота, трудящейся на ней общины родственников, родичей. Эта производящая сила природы и человека получает персонификацию в форме Рода - верховного существа, создателя всей природы и человека, и опредмечивается в превращённых формах фаллической культуры. Социальная дифференциация, переход к соседской, территориальной общине как основной производительной ячейке, приводит к изменению объекта поклонения. Им становится "профессиональная" деятельность в той или иной области и связанная с нею персонификация в лице "покровителя" - бога. Для пастухов - это Велес, землепашцев - Люкошь, для воинов-дружинников - Перун и т. д. Следует отметить, что функции тех или иных "идолов" не остаются неизменными, они могут совпадать, меняться от племени к племени. Дальнейшая эволюция язычества приводит к тому, что складывается пантеон богов, идолов, а в нём - выделяется первейший, главный - олицетворение княжеской власти. Наиболее древним культом, фиксируемым у наших предков, является поклонение "упырям и берегыням" - как отмечал автор "Слова об идолах". В этом скрывается вера в реинкарнацию - перевоплощение. Это вера в способность духов, богов, святых и т. д. перевоплощаться при жизни ("оборотни") или после смерти ("бессмертные души") в предметы или существа. Реинкарнация обнаруживает себя в существовании погребального обряда и захоронений. Мы отмечаем этот обычай ещё у неандертальцев. Он сохраняется и в современности. Погребальный обряд может происходить в различных формах - ингумации (захоронения) или кремации (сожжения на костре); его форма может меняться - от захоронения переходить к кремации, могут сочетаться элементы кремации и ингумации. Таким образом, форма погребения - подвижна, изменчива, но для человеческой культуры погребение умерших, родичей прежде всего, - обязательно. Погребение несёт в себе разные функции - это и сохранение памяти о предках, родичах, это и чувство сожаления о них, это и способ консолидации родственников, подчёркивания своего социального статуса и т. д. Но наиболее важной функцией погребения выступает утверждение собственности на данную территорию, землю, полученную от своих предков, а значит - свою землю. Погребения - наиболее древние знаки, подтверждающие право общины на данную территорию: лес, пастбище, пещеру и т. д. Эту свою функцию погребения сохраняют и в современности. Отсюда - своеобразное отношение к мёртвым родичам. Их почитают, привечают, их поминают, от них ждут помощи, совета в трудные минуты жизни. Мёртвый родич не может вредить. Он при жизни заботился о своих детях, он оставил им эту землю, эти стада, он и после смерти "заботится" о них. "Наши мёртвые нас не оставят в беде, наши павшие, как часовые...", - пел Владимир Высоцкий - и это современное восприятие, имеющее древний характер. Поэтому о мёртвом, о погребении - надо заботиться, ведь это всезримые знаки собственности. Таким образом, за этим верованием, принимающим форму религиозного, сверхъестественного, скрывается вполне зримое, земное, материальное отношение к земле, к территории, как к своей собственности. В русском языке мёртвых называли "узяды" - деды. Но культура фиксирует и определённые страхи, опасения, вызываемые мёртвыми. Мёртвые - опасны, они вредят, могут принести беду. В фольклоре сохраняется другое наименование покойников, "навьи" - это мертвецы, носители вредоносного начала; дело в том, что территории племён не оставались неизменными. Приходилось осваивать территории других народов и культурные контакты приводили к войне, происходили во вражде и ненависти. Естественно, и мёртвые предки врагов являлись врагами живых. Со временем оба отношения к мертвецам сливаются в одно, амбивалентное - они носители и дружественного начала, и враждебного, в зависимости от ситуации. На определенном этапе захоронение в земле сменяется кремацией - сожжением. Это явно свидетельствует о появлении представлений о смертном теле и бессмертной душе. Если тело остаётся в земле, то душа умершего - попадает в иное место - в "аер", или "ирий", который помещается где-то "на небе" и куда она переносится вместе с дымом. В захоронение, и при ингумации, и при кремации, помещалась также утварь, принадлежавшая покойнику, а иногда в богатые захоронения помещались и трупы его близких: жены, наложниц, слуг. Известны захоронения праха умершего в горшке - "погребальной урне". Над могилой делалась насыпь. Над богатыми захоронениями насыпался курган. Умерших, как правило, хоронили в одном месте, на кладбище. К концу зарубенецкой культуры, примерно в I в. н. э., появляется обряд трупоположения. Теперь мёртвого клали в "домовину" и закапывали в землю. Но ещё долго, вплоть до принятия христианства, и в первые столетия православной культуры, кремация сохранялась. С культом мёртвых у наших предков был связан и цикл праздников: "радуницы", "навьего дня", "поминок" и др. Один из погребальных праздников проводился обычно с 19 марта по 22 апреля - в "великий четверг страстной недели", то есть перед православной пасхой. Устраивались костры из соломы - имитация погребального костра, кремации. Эта церемония сопровождалась окликанием умерших предков. Второй праздник - "родоницы", или "радуницы", - проводился через 12 дней после костра, "во вторник на Фоминой". В этот день поминали родителей. Участники шли на "погост" - кладбище, там поднимался плач, ритуальный "вой", причитания. Собравшиеся "христосовались" с умершими родственниками, то есть произносили ритуальную формулу "Христос воскрес", зарывали в могилу крашеные яйца, ставили лакомые блюда и т. д. К этой группе праздников относится "воюнец" или "вьюницы", "вьюничник" - обряд поздравления молодых в первую весну после брака "в субботу святой недели или на Фоминой" в православной терминологии. Перед "Троицыным днём" и "пятидесятницей" (5 мая - 9 июня) праздновались "зелёные святки". Накануне этого дня на кладбище устраиваются "вопли по умершим". Это, по всей вероятности, праздник "сожаления" о мёртвых, праздник посвящённый богине Желе. Вспомним, в "Слове о полку Игореве" автор говорит, о том, что "Карна и Жля поскакали по полям Русским..." Это - богини мёртвых. Следующим праздником этого цикла является "дмитровская (родительская) суббота". Она отмечается перед или на Дмитров день - 26 октября по старому стилю. Начинается праздник вечером в пятницу, готовятся двенадцать блюд, в субботу продолжается на кладбище. Обязательно веселье, "разгул". Это - праздник благодарения предкам. В праздниках мёртвых, в погребении и соответствующих верованиях отражается наиболее древний пласт духовной культуры, заложенный ещё в период присваивающего хозяйства. Над этим пластом надстраивается более поздний уровень культурных традиций, заложенный культурой производства, земледелия. Поскольку основным элементом этой культуры у индоевропейцев, а затем у славян, было земледелие, то огромнейшее влияние оказал растительный цикл - произрастания зерна. Этому периоду соответствуют традиции поклонения Роду и "рожаницам". В честь божеств растительного цикла, как символов плодородия, рождающей силы земли и человека, устанавливались антропоморфные идолы с подчёркнуто выделенными, гипертрофированными половыми признаками, так называемая "фаллическая" культура. У славян - это поклонение Яриле; существовали и домашние идолы, выполнявшие те же функции, но для семьи, а не целой общины. Православные священники жаловались, что их прихожане "чтут срамные уды и в образ сотворены и кланяются им и требы им кладут". Иногда общественный идол нёс изображение целого ряда божеств, стоящих друг на друге. Так, в 1848 г. в отложениях реки был найден "Збругский" идол. Он изображал Род - Святовита, венчающего собой пантеон божеств, располагающихся в три яруса по граням столба. По всей вероятности, в пантеон входили Мокоть - женщина с рогом, мать урожая; Лада - покровительница брака, любви, семьи в лице женщины с кольцом; Перун - мужчина с конём и мечом; Дажьбог - солнце-бог, мужчина с солярным знаком; Велес - Волос, бог богатства, "скотий бог". Развитому религиозному языческому культу соответствовало развитое жреческое сословие "волхвов". Волхвы - представители племенной знати, разрабатывающие и совершенствующие систему обрядов, создающие систему молений, песнопений, оберегов, заговоров, носители и хранители естественнонаучного и гуманитарного знания. По всей вероятности, именно волхвы создали систему "черт и резов" - одну из первых знаковых систем передачи информации у славян. Славяне различали различные виды магии - "чародейство", то есть магические действия с водой, различными отварами трав, помещёнными в "чару", сосуд. Известны были "облакогонители" - заклинатели дождя, "кобники" - гадатели по полёту птиц, "хранильники" - изготовители талисманов, "волшебники" - заклинатели природы, "баяны", "кудесники", "кощунники", "ковали" (от слова "ковы" - первоначально умение, премудрость). Сложная система, сложившаяся в жреческом сословии, говорит о развитости религиозной, языческой, культуры, Руси. Важной функцией жрецов было создание мифов - "кощунов" (кощунствовать - это пересказывать мифы). Вряд ли можно согласиться с утверждением, что единой славянской религии никогда не существовало, поскольку славяне в дохристианское время не имели единого государства" и в каждой местности поклонялись своим "племенным" богам. Не было единого государства и у древних греков, но никто не отказывает им в праве иметь "единую религию", хотя каждый город - центр племенного княжения, имел своего бога-покровителя. Не было единого государства и у древних германцев. Другое дело, что в силу ряда причин языческая культура не дошла до нас в систематизированном виде. И, в частности, здесь несомненна "заслуга" христианства, уничтожавшего всё языческое. В изменённом виде славянская мифология отражалась позднее в сказке, былине, пословицах, поговорках и может быть подвергнута реконструкции. В частности, здесь несомненна заслуга В. Я. Проппа, в "Морфологии русской сказки" вскрывшего глубинные истоки фольклора, показавшего исторические корни аграрных праздников у славян. 13.3. Достижения и ценность культуры предков Руси Русская мифология не оставалась неизменной, она развивалась, учитывала достижения других народов. Так в сказке о Кощее-бессмертном исследователи обнаруживают элементы греческой мифологии. Несомненной заслугой славянского жречества является создание письменности задолго до принятия христианства. Первые писала, дошедшие до нас, несут зооморфную и солярную символику, но не православную. Языческая религия создаёт и персонификации объектов поклонения, их изображения в виде идолов. Обычно выделяют три группы идолов: Первую группу составляют идолы, изображающие мужчину с рогом изобилия в руке (иногда в другой он держит меч или молот). Ежегодно жрец наполнял рог вином, чтобы обеспечить урожай наступающего года, свидетельствовал Саксон Грамматик. Это - изображение божества плодородия или какого-либо покровителя ремесла. Вторую группу идолов составляют изображения без особых признаков - их функции определить трудно. Третью группу представляют идолы божеств рождения, продолжения жизни, имеющие фаллические черты - Рад. Как утверждает Б. А. Рыбаков, на юге верховным богом славян был Род. На севере у славянских племён выделялся иной бог - водный, "Ящер" ("Коркодил"). Для Новгорода, а ещё раньше Словенска Великого, важнее был не бог плодородия, а бог водных богатств - "Морской царь". Он выступал и как бог реки Волхова и озера Ильмень, что нашло своё отражение в цикле новгородских былин о Садко. Изображения ящера - Коркодила, змея морского, очень часто встречаются на домашней утвари, ручках посохов, фибулах. Известно множество священных мест у восточных славян, святилищ. Это находит своё отражение в топонимике: на первом месте стоят названия, связанные с божеством Волосом-Велесом, это такие названия, как Волосово, Волосоваги, Волосское и др. На втором - связанные с женским божеством, впоследствии слившимся с православной девой Марией: Бабья гора, Бабий лес, Бабий дуб, Марьино, Марьина роща и др. Другие названия также связаны с мифологией: Перенов бор, Ворожба, Колдуны, Ярилова, Русалова, Лелев, Игрище, Упыревка и пр. Религия славян значительно отличается от античной, потому что она - не менее древняя, развитая, и имеет общую мифологическую основу, коренящуюся ещё в индоевропейской общности. В частности, это обнаруживается в том, что у неё есть общие элементы с ведической культурой древних ариев. Много схожего мы обнаруживаем в пантеоне богов наших предков и в "Ведах". Ведическому богу Индре соответствует бог-воитель славян, о котором говорит дошедшее до наших дней слово "Индрик-зверь" - владыка зверей, который ходит по поднебесью. Живёт он "у святой горы". У индусов такой "святой горой" является Меру. Славянский Перун также имеет аналог в "Ведах", это Варуна - блюститель мирового порядка. Индийский Агни - это Огнебог, Семаргл. Индийская богиня Сита - это славянская Жита, богиня плодородия. Ведическое божество Сурья - солнце. Богиня вина - Сури, в славянском языке превращаются в Суропе, Сурицу. Индийская Деви у славян стала Дива, Дева, Девонна, Дзевонна. Лакшми - у славян трансформировалась в Ладу. Мара - богиня смерти - у славян Морена. Индийский Брахма имел ещё и имя Сваямбху - "Самосущий". У славян он превращается в Сварога. Иногда его называли "Дьяус" - "Творец", у славян он получает имя "Див", "Дий", а у греков - "Зевс", "Деус", "Теос". Дажьбог - это индийский Докша, воплощение энергии, производящей силы. Свентовит - Савактар или Шива (Сива) Вед . У Шивы была и женская ипостась. У славян она носит имя Жива. У индусов есть божество - Вишну. У славян - Вышень. Славянский Крышень - это индийский Кришна. Ведическое божество Мокша - у славян - богиня Мокошь. В индийской мифологии есть легенда о сотворении мира из первосущества - Пуруши, "Пурушасукты" "Ригведы". У славян также известен миф о сотворении мира из Адама: камни - из его костей, земля - из плоти, цари пошли от головы Адама, а крестьяне - из колен. Нашим предкам были известны и философские концепции, объясняющие строение мира, например, концепция "единства и множества". Вопреки утверждениям о том, что наши предки не знали "единого" начала этого мира, а значит, у них не было и единого божества, есть свидетельства, что это не так. Прокопий Кесарийский писал, что славяне "почитают реки, и нимф, и другие божества", и указывает, что "они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми". Весь мир наши предки делили на три сферы - Правь, Явь и Навь, что отразилось в стратификации захоронений, в художественных изображениях и изделиях. Этому соответствует деление мира на три части - духовную, физическую, астральную. "Велесова книга" также говорит о том, что славянам был известен единый бог: "Разве Вышень, и Сварог, и иные суть множество? Ибо Бог есть един и множественен, и пусть никто не разделяет того множества и не речет, якобы имеем богов многих". И далее: "Едины есть Хорс и Перун, Яр, Купала, Лада, Дажьбог". Имеются параллели в славянской мифологии с кельтской. Так, у кельтов имеется божество Жиль де Кэр, лошадь которого отвозит людей в загробный мир. В "Слове о полку Игореве" упоминаются богини Карна и Жля, оплакивающие погибших воинов. Можно проследить и более поздний мифологический пласт, относящийся к скифо-сарматскому периоду. Отсюда появляется божество Хорс, одно из воплощений Митры (Михры), Огнебог - принял второе имя "Семоргл" от иранского "Симург". В Свентовите - много общего от иранского Спента-Майнью ("Святой дух"). Слово "небо" произошло от иранского "небах". Понятия добра и зла, борьбы этих сил между собой - центральные в зороастризме, у славян они получили персонификацию в Белобоге и Чернобоге, от которых идут "радость" и "безумие". Таким образом, в религиозной культуре предков Руси отразились и единое, индоевропейское, прошлое, и сложная, самобытная, собственная история развития мифов, концепций, легенд и их контактов с другими народами. Замечательным памятником культуры предков Руси являются сооружения, названные "Змиевыми валами". Это - грандиозные сооружения, результат совместного, организованного труда множества людей. Учёные подсчитали, и выяснилось, что кубатура только одного из них так велика, что требовала труда не менее 100 тысяч человек. Валы представляют собой земляные насыпи, сплошной линией тянувшиеся на расстояние до 700 км на юге Киевской области. В некоторых местах параллельно было возведено 5 - 6 полос таких укреплений. Эти грандиозные сооружения воздвигались, начиная со 150 г. до н. э. и вплоть до V-VI вв. н. э. Их нижнее основание достигало 20 м, высота - 10 м, внутрь закладывались обожжённые бревна. Первый этап строительства был предпринят для отражения нашествия сарматов. Второй этап падает на 30 г. н. э. и предпринимался против гуннов, третий - должен был остановить натиск готов в IV-V вв. Четвёртый совпадает с натиском аваров (обров) и падает на VI-VII вв. В VII веке строительство валов прекращается. В это время создаются города-крепости, так как изменился враг. Валы предназначались для борьбы с войском-ордой, против конницы степняков, страшной своим первым ударом, разгоном. Крепости - противостояли воинам-дружинникам, профессиональному войску, а в VIII в. это были хазары. Пятый этап приходится на Х - начало XI вв., когда валы обновляются, перестраиваются вновь - на этот раз против половцев. Таким образом, Змиевы валы - грандиознейшее сооружение наших предков, которое они оставили молодому государству - Киевской Руси в наследство, и которое использовал ещё и русский народ против своих врагов. Это - замечательнейший пример культурного наследования, преемственности, единой культурной линии, соединяющей Киевскую Русь с предшествовавшими ей государственными образованиями предков Руси. |
Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты | . |
R.W.S. Media Group © 2002-2018 Все права защищены и принадлежат их законным владельцам.
При использовании (полном или частичном) любых материалов сайта - ссылка на gumfak.ru обязательна. Контент регулярно отслеживается. При создании сайта часть материала взята из открытых источников, а также прислана посетителями сайта. В случае, если какие-либо материалы использованы без разрешения автора, просьба сообщить.