| 
	  Разделы сайта:
   
      
    
 
       
         | 
Мелихово в творческой и повседневной жизни А. П. Чехова
Скачать     
				|     
				Вернуться к содержанию     |     Вернуться к списку рефератов 
Творчество
Мне кажется, что он весь был – творчество.
 
				Каждое мгновение, с той минуты, как он, 
				проснувшись утром, открывал глаза, и до того 
				момента, как ночью смыкались его веки, он  
				творил непрестанно. Может быть, это была 
				подсознательная работа, но она была, и он 
				это чувствовал.
 
				 
				И.Н. Потапенко  
				 
				Мелиховский период творческой деятельности Чехова является, на 
				мой взгляд, одним из самых плодотворных в жизни писателя. Именно 
				в Мелихове возникли образы и сюжеты таких известных 
				драматических произведений А. П. Чехова, как «Чайка», «Дядя 
				Ваня», «Три сестры», а также целый ряд рассказов о тяжелой 
				крестьянской жизни, в которых, безусловно, отразились чеховские 
				наблюдения за жизнью мелиховских крестьян.
 
				Как подлинно великий художник Чехов не мог не отразить в своем 
				творчестве общественный подъем, которым отмечено начало 90-х 
				годов. Произведения Чехова несли в себе протест против 
				мертвящих, казенных форм жизни. Таковы произведения, над 
				которыми Чехов работал в первый год своей мелиховской жизни: 
				«Остров Сахалин» – итог наблюдений Чехова над бытом 
				ссыльнокаторжных на Сахалине – и рассказ «Палата № 6», 
				законченной Мелихове. В этом рассказе образ провинциального 
				города с тюрьмой и больницей становится обобщенной картиной 
				русской революционной действительности, зажатой тисками 
				самодержавия, а больничная палата психиатрического отделения – 
				символом самодержавно-бюрократического строя.
 
				Рассказ «Палата № 6» знаменуют начало того нового этапа в 
				творческом пути Чехова, который связан с мелиховским периодом.
 
				Однако в эти годы круг наблюдений Чехова не ограничивается 
				только мелиховскими впечатлениями. Он, как и прежде, живет 
				большой творческой жизнью, часто бывает в Москве и Петербурге, 
				путешествует. Писатель получает множество газет и журналов, 
				интересуется всеми злободневными проблемами русской жизни, 
				находится в курсе важнейших событий.
 
				Мелиховские впечатления в творчестве Чехова сказались в острой 
				постановке социальных, морально-эстетических и философских 
				проблем, в художественной разработке темы народа и в первую 
				очередь в изображении русской дореволюционной деревни.
 
				Чехов и раньше изображал отдельные эпизоды из деревенской жизни, 
				давал образы крестьян, картины природы. Но жизнь в Мелихове 
				заставила его по-новому подойти к изображению деревни. В 
				Мелихове он узнал жизнь крестьянства во всем ее многообразии и 
				противоречиях, вплотную столкнулся с процессом классового 
				расслоения в деревне.
 
				Тема деревни, тема народа стала одной из ведущих в творчестве 
				Чехова 90-х и 900-х годов.
 
				«В Мелихове А. П. Чехов много писал. Старожилы Мелихова 
				вспоминают о том, что ежедневно до глубокой ночи горел свет в 
				кабинете Антона Павловича. Говоря о беллетрическом значении 
				Мелихова, сам писатель прежде всего связывал его с повестью 
				«Мужики». О том, что многие картины деревенской жизни, 
				изображенные в «Мужиках», выросли из мелиховских впечатлений, 
				свидетельствует записная книжка Чехова.
 
				Факты, взятые из действительности, помогли писателю увидеть ту 
				большую правду крестьянской жизни, которая и составляла 
				содержание «Мужиков». Интересно, что А. П. Чехов заканчивает 
				свою повесть во время работы по переписи населения, когда он 
				ходил по избам в Мелихове и «стукался головой о потолки».
 
				Жители Мелихова легко узнают в повести «Мужики» свою деревню, 
				вспоминают описанные в ней события. В Мелихове действительно 
				существовали и трактир и слобода Холуевка. Можно думать, что в 
				«Мужиках» отразилась и зима неурожайного 1892 г.».
 
				В жизни крестьян «в течение лета и зимы бывали такие часы и дни, 
				когда казалось, что эти люди живут хуже скотов, жить с ними было 
				страшно; они грубы, нечестны, грязны, нетрезвы, живут не 
				согласно, постоянно ссорятся, потому что не уважают, боятся и 
				подозревают друг друга». Но в этих «страшных мужиков» Чехов 
				сумел увидеть людей, почувствовать их большую, искалеченную 
				социальным строем душу и встал на защиту человеческих прав и 
				человеческого достоинства: «…все же они люди, они страдают и 
				плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя 
				было бы найти оправдания».
 
				Появление повести «Мужики» вызвало большую тревогу в цензуре. 
				Цензурный комитет постановил исключить одну страницу из 
				рассказа, а Чехова при несогласии арестовать.
 
				«Мужики» произвели огромное впечатление на современников А. П. 
				Чехова. Этой повестью писатель нанес сокрушительный удар 
				народническим представлением о русской деревне.
 
				Мелиховские впечатления послужили материалом для повести «Моя 
				жизнь» и рассказа «Дом с мезонином», написанных в 1896 г., хотя 
				тема деревни и не является основной в этих произведениях. Чехов 
				и здесь с позиций писателя-демократа вскрывает всю 
				несостоятельность попыток улучшения жизни полумерами. В рассказе 
				«Дом с мезонином» Чехов ясно говорит, что помощь народу «малыми 
				делами», ставшая в то время для многих самоцелью, уводит от 
				решения коренных социальных вопросов.
 
				В повести «Моя жизнь» отразились многие мотивы мелиховской жизни 
				писателя: переезд ранней весной в запущенную усадьбу и 
				устройство в ней, взволнованное отношение к природе, сложность 
				взаимоотношений с крестьянами, постройка деревенской школы и т. 
				д. Можно предполагать, что, давая в повести глубоко 
				проницательную характеристику русского крестьянина, Чехов 
				опирался на свои мелиховские впечатления».
 
				По всей видимости, наблюдения над жизнью фабрик в соседних селах 
				Крюкове и Угрюмове дали Чехову материал для рассказов «Бабье 
				царство» (1894 г.), «Случай из практики» (1898 г.).
 
				Однажды Чехову пришлось лечить молодую женщину, владелицу 
				фабрики, заболевшую нервным расстройством. Эта ситуация, 
				возможно, и легла в основу рассказа «Случай из практики».
 
				Мелиховские впечатления настолько глубоко вошли в творческое 
				сознание писателя, что продолжали жить и в произведениях, 
				написанных после отъезда из Мелихова.
 
				«По воспоминаниям мелиховских старожилов, в рассказе «В овраге» 
				(1900 г.) описаны соседние с Мелиховом фабричные села – Угрюмово 
				и Крюково. Это подтверждает и современник Антона Павловича 
				Чехова С. И. Щукин, который приводит слова писателя о том, что в 
				рассказе он описывает ту жизнь, «какая встречается в соседних 
				губерниях», и что «купцы Хрымины есть в действительности, только 
				на самом деле они еще хуже». Мелиховские мотивы повести узнал и 
				доктор П. И. Куркин: «Не могу, не считаю нужным скрывать от Вас, 
				дорогой наш Антон Павлович, того очарования, которое испытывают 
				все при ознакомлении с вашим последним очерком «В овраге». Мне 
				кроме того все время чуялся местный колорит Крюкова и всего того 
				уклада жизни…»  
				Жизнь в Мелихове в непосредственной близости к народу внесла 
				новые мотивы в чеховскую тему разоблачения пошлости. Чехов во 
				многих своих произведениях показал ее страшную силу, ее 
				разлагающее влияние на человека.
 
				В рассказе «На святках» (1899 г.) Чехов с большим драматизмом 
				описывает это столкновение пошлости с душевной красотой. 
				Неграмотные старики-крестьяне просят трактирщика написать письмо 
				их единственной дочери Ефимье, уехавшей с мужем в Петербург. Они 
				не умеют писать и передать словами письма свои мысли и чувства. 
				Поэтому, кроме традиционных деревенских поклонов, они полагаются 
				в остальном на трактирщика. А тот, не имея ни мыслей, ни чувств, 
				не находит ни единого живого слова и заполняет письмо выписками 
				из воинского устава».
 
				Рассказ написан А. П. Чеховым в 1899 г., в Ялте, но 
				социально-психологическая острота сюжета, жизненность 
				художественных образов, глубина раскрытия противоречий жизни и 
				большая правда позволяют думать, что в основе его лежало близкое 
				знакомство с русской деревней, какое дали писателю годы 
				пребывания в Мелихове.
 
				В Мелихове же в творческом сознании Чехова, для которого понятие 
				труда и понятие культуры сливались в одно неразрывное целое, 
				оформилась известная чеховская мысль: «Праздная жизнь не может 
				быть чистой».
 
				Жизнь в деревне и непосредственное участие в работе сельской 
				интеллигенции позволили Чехову поставить в своих произведениях 
				один из самых волнующих вопросов современной ему 
				действительности – вопрос об интеллигенции и народе.
 
				Из мелиховских впечатлений выросла глубоко правдивая, полная 
				трагизма пьеса Чехова о русской уездной интеллигенции – «Дядя 
				Ваня (сцены из деревенской жизни)». Связь ее с жизнью одними из 
				первых поняли и почувствовали те, кто прямо или косвенно дал 
				писателю материал для пьесы. Так, доктор П. И. Куркин после 
				первого представления «Дяди Вани» писал Чехову: «Перед нами с 
				чрезвычайной живостью встала деревенская глушь с туземным и 
				пришлым элементами, с тоской и скукой».
 
				Близкие к Антону Павловичу и его семье люди узнавали в некоторых 
				образах пьесы членов чеховской семьи. Так, в образе Сони 
				угадывалась трудолюбивая, деятельная хозяйка Мелихова Мария 
				Павловна, посвятившая всю свою жизнь заботам о Чехове. 
				Подтверждает это и письмо Михаила Павловича: «Видел «Дядю Ваню»! 
				Ах, какая это превосходная пьеса! Какой великолепный конец! И 
				как в этой пьесе я увидел нашу бедную самоотверженную 
				Машеньку!...»  
				В Мелихове Чехов написал и свой известный рассказ «Черный 
				монах». Историю создания этого рассказа описывает в своей книге 
				воспоминаний брат Антона Павловича, Михаил Павлович: 
				«В Мелихове у Антона Павловича, вероятно, от переутомления 
				расходились нервы – он почти совсем не спал. Стоило ему начать 
				забываться сном, как его «дергало». Он вдруг пробуждался, 
				какая-то странная сила подбрасывала его на постели, внутри у 
				него что-то обрывалось «с корнем», он вскакивал и уже долго не 
				мог уснуть. Но, как бы ни было, приезд Лики и Потапенко сильно 
				развлекал его.» 
				Обыкновенно случалось так, что когда он и Лика приезжали в 
				Мелихово, то Лика садилась за рояль и начинала петь входившую 
				тогда в моду «Валахскую легенду» Брага.» 
				В этой легенде больная девушка слышит в бреду доносящуюся до нее 
				с неба песнь ангелов, просит мать выйти на балкон и узнать, 
				откуда несутся эти звуки, но мать не слышит их, не понимает ее, 
				и девушка в разочаровании засыпает снова.» 
				Антон Павлович находил в этом романе что-то мистическое, полное 
				красивого романтизма. Я упоминаю об этом потому, что романс имел 
				большое отношение к происхождению его рассказа «Черный монах».» 
				Сижу я как-то после обеда у самого дома на лавочке, и вдруг 
				выбегает брат Антон, как-то странно начинает ходить и тереть 
				себе лоб и глаза. Мы все уже привыкли к его «дерганьям» во сне, 
				и я понял так, что это его «дернуло» и он выскочил в сад, не 
				успев еще хорошенько прийти в себя.
 
				- Что, опять дернуло? – спросил я.
 
				- Нет, - ответил он. – Я видел сейчас страшный сон. Мне 
				приснился черный монах.
 
				Впечатление черного монаха было настолько сильное, что брат 
				Антон еще долго не мог успокоиться и долго потом говорил о 
				монахе, пока, наконец, не написал о нем свой известный рассказ.»
				 
				В Мелихове была написана пьеса «Чайка» – программное, 
				новаторское произведение Чехова-драматурга, посвященное 
				проблемам искусства. Чехов борется в «Чайке» за идейную 
				направленность искусства. Всякое художественное произведение, по 
				словам Чехова, непременно должно выражать какую-нибудь мысль.
 
				Этой идейной направленности не хватает героям пьесы – ни 
				писателю реалисту Тригорину, который пишет жизнь только такой, 
				какая она есть, ни декаденту Треплеву, ушедшему от 
				действительности в мир прозрачных образов и символов. Только 
				Нина Заречная находит путь к настоящему искусству. Ценою тяжелых 
				жертв и разочарований, неустанно работая над собой, она 
				становится настоящей актрисой.
 
				Пьеса «Чайка» очень тесно связана с Мелиховым и сюжетом, и 
				прообразами своих героев, и местом действия, и пейзажем, и целым 
				рядом других более мелких деталей.
 
				«Бывавший в Мелихове Вл.И.Немирович-Данченко писал: «Благодаря 
				озеру и саду, в лунные ночи и закатные вечера Мелихово было 
				очень красиво и волновало фантазию. Здесь Чехов писал «Чайку», и 
				много подробностей в «Чайке» навеяно обстановкой Мелихова. По 
				крайней мере я не могу отделаться от впечатления, что сцена, 
				которую устраивает Треплев, прошла на этой аллее, идущей к 
				озеру, и «в доме играют», и «красная луна», и лото в четвертом 
				действии».
 
				Воспоминания М.П. Чеховой, М. П. Чехова и письма Л. С. Мизиновой 
				подтверждают, что сюжетом пьесы Чехов взял неудачный роман Л. С. 
				Мизиновой и И.Н. Потапенко. Сходство главных действующих лиц с 
				их реальными прототипами было подчеркнуто писателем так 
				прозрачно, что для всех близких Чехову было совершенно ясно, о 
				ком идет речь. Очевидно, это было сделано писателем сознательно. 
				Своей пьесой он высказал отношение к роману, который не только 
				проходил у него на глазах, но и глубоко волновал его.
 
				Чехов с большой душевной болью и сочувствием рассказал в «Чайке» 
				печальную историю неудачной любви Л. С. Мизиновой и через образ 
				Тригорина сурово осудил И. Н. Потапенко. Это сходство судьбы 
				главных героев пьесы с судьбой их прототипов особенно ясно 
				почувствовали прежде всего, те кто так или иначе послужили 
				прообразами героев.
 
				Из мелиховских впечатлений вырос в пьесе «Чайка» и 
				трогательно-смешной образ Медведенко. А. П. Чехов, посетивший в 
				1894 г. Талежскую школу, пишет: «Учитель получает 23 рубля в 
				месяц, имеет жену, четырех детей, и уже сед, несмотря на свои 30 
				лет. До такой степени забит нуждой, что о чем бы вы ни 
				заговорили с ним, он все сводит к вопросу о жаловании. По его 
				мнению, поэты и прозаики должны писать только и прибавке 
				жалованья».
 
				Из писем и записных книжек А. П. Чехова видно, что сюжеты многих 
				других его произведений также непосредственно связаны с жизнью в 
				Мелихове.
 
				Возможно, что в повести «Моя жизнь» Чехов по талежским 
				впечатлениям описал картину постройки школы в Дубечне, торжество 
				ее открытия и т. д.
 
				«Из живых мелиховских впечатлений вырос и рассказ «На подводе», 
				написанный в 1897 г. О жизни сельской школы рассказывают письма 
				учительницы А. И. Анисимовой к Антону Павловичу. В этих письмах 
				говорится о тяжелых условиях работы сельского учителя, о тяге 
				деревенских детей к учебе, о том, как искусственно тормозилось 
				народное просвещение».
 
				В рассказе «На подводе» перед нами проходят однообразная, серая 
				жизнь сельской учительницы, работающей без любви к делу, живущей 
				без семьи, без близких, в полном одиночестве, морозы и метели, 
				непролазная грязь на дорогах, безысходная деревенская нужда.
 
				Записная книжка Чехова свидетельствует о том, что многие факты 
				из жизни самого писателя послужили сюжетами для его произведений 
				этого периода. Так, в записной книжке Чехова описан случай из 
				его земской врачебной деятельности, давший материал для рассказа 
				«По делам службы»: «Земец растратил и застрелился. Я со становым 
				поехал вскрывать его. Приезжаем. Лежит на столе. Поздно. 
				Отложили вскрытие до завтра. Становой уехал к соседу играть в 
				карты. Я лег спать. Дверь то открывалась, то закрывалась опять. 
				Казалось, что мертвец ходит».
 
				Мелиховские впечатления завершили круг наблюдений Чехова над 
				оскуднением русского дворянства, которое он показал в своих 
				произведениях 90-х и 900-х годов.
 
				Разорение дворянских гнезд с их отжившими формами 
				полукрепостнического уклада становилось бытовым явлением в 80-х 
				и 90-х годах. В произведениях мелиховского периода писатель 
				уделяет этой теме большое внимание, изображая различные стороны 
				этого процесса.
 
				Печать запустения лежит на старой помещичьей усадьбе в рассказе 
				«Дом с мезонином», где от былого богатства сохранились только 
				дом с мезонином да темные аллеи в парке. Жизнь владельцев 
				усадьбы стоится по-новому: навсегда уходит отсюда прелестная 
				Мисюсь; ее старшая сестра Лида становится учительницей и 
				гордится тем, что «живет на собственные деньги».
 
				Живя в Мелихове, Чехов вплотную столкнулся и с другой стороной 
				процесса капитализации деревни. Писатель видел и показал в своих 
				произведениях, как в разорившиеся дворянские усадьбы входил 
				новый хозяин – купец, предприниматель, для которого имение было 
				уже не родовым углом, а прежде всего собственностью. 
				Приобретение усадеб было самоцелью, собственная усадьба, 
				«собственный крыжовник» заслоняли от человека весь остальной 
				мир, делали его рабом собственности.
 
				В рассказе «Крыжовник» мы видим, как жажда собственности 
				подменила живое участие в жизни убогой мечтой о собственном 
				крыжовнике и превратила обыкновенного труженика в 
				самодовольного, скотоподобного владельца усадьбы.
 
				Вряд ли стоит вне мелиховских впечатлений и последняя пьеса 
				Чехова «Вишневый сад», представляющая собой идейное и 
				художественное завершение всего творческого пути писателя.
 
				В Мелихове и по соседству с Мелиховым было много дворянских 
				усадеб, которые, переходя из рук в руки, постепенно на глазах 
				Чехова приходили в упадок. Эти конкретные факты мелиховской 
				жизни во многом дополнили и углубили прежние наблюдения писателя 
				над этим явлением русской дореволюционной жизни.
 
				Пьеса «Вишневый сад» была создана А. П. Чеховым в 1903 г., 
				спустя четыре года после отъезда из Мелихова. Однако 
				чувствуется, что основные социальные мотивы пьесы – банкротство 
				дворянско-помещичьей России, разорение дворянских гнезд и 
				переход их в руки представителей промышленного капитала – 
				связаны в творческом сознании писателя и с мелиховскими 
				впечатлениями.
 
				На страницах многих чеховских произведений живет мало 
				примечательный на первый взгляд мелиховский пейзаж. Часто он 
				играет большую роль в раскрытии идейного и художественного 
				замысла произведений.
 
				Примером того, как органически вошел мелиховский пейзаж в 
				произведения Чехова, может служить задуманная им в Мелихове 
				трилогия, в которую Чехов включил три рассказа 1898 г. – 
				«Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Пейзаж объединяет 
				в одно целое эти рассказы, внешне между собой не связанные, и 
				определяет место каждого из них в развитии общей темы. Пейзаж 
				играет здесь роль своеобразных лирических отступлений, которые 
				помогают раскрыть основную идею трилогии – протест против 
				мертвящих форм жизни, мечту о прекрасном будущем и горячую веру 
				в то, что оно настанет.
 
				Через большинство произведений Чехова 90-х и 900-х годов 
				проходит поэтический образ природы, образ сада. Надо думать, что 
				многие описания природы навеяны писателю жизнью в Мелихове, 
				увлечением садами, посадками деревьев и цветов.
 
				Вспомним вдохновенные слова Астрова в пьесе «Дядя Ваня»: «…Когда 
				я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я 
				сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что, если через 
				тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду 
				виноват и я».
 
				Или, например, описание чудесного сада Песоцких в рассказе 
				«Черный монах»: «Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких 
				тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая 
				черным, как сажа, вообще такого богатства цветов, как у 
				Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте».
 
				«В Мелихове возник самый сильный и поэтический у Чехова образ 
				природы – образ вишневого сада, как символа новой жизни. На 
				обложке третьей записной книжки Чехова, датированной 1897-1904 
				гг., имеется запись: «Вишневый сад». Затем следует дневниковые 
				записи, относящиеся к мелиховскому периоду».
  | 
    
 |