ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Предметы:

Чехов (Сочинение)



Чехов неслучайно начинает с легких  жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней  обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его  многочисленные псевдонимы: Человек без селеэенки, Антоша... Это  мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки,  вызывающий улыбку - и только. И темы его ранних рассказов  просты и неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание,  глупую напыщенность...  Но вот тут-то и кроется нечто  неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте - осмысление  знакомых нам центральных проблем русской литературы! Вспомним  "Смерть чиновника". Герой, случайно чихнувший на лысину  начальника, извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведь  это - чеховское преломление темы "маленького человека"! После  острого сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, после  ощущения бесконечной вины перед униженными и оскорбленными  героями Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлой  смертью маленького чиновника. Ибо сострадали - "братьям  меньшим",то есть адресовались - то не к ним. Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она служит  лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и свершений. Чехов стремится обратить внимание читателя на дни и часы ем маленького обывательском существования, осмыслить их, начать жить осознанно. Таким образом, героем Чехова становится человек, действующий заведенно, механически, не познавая жизнь и не осознавая себя в ней. И вся жизнь этого героя проходит в  ожидании некоего решительного поворота, яркого события.  Но, когда это событие действительно происходит, оказывается, что  человек не может не только действовать - способствовать  благоприятному повороту судьбы или противостоять ее удару; он  не способен даже осмыслить происходящее: неразработанное,  неумелое сознание "буксует"... И в результате жизнь катится  дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который  с полной ясностью докажет, что не состоялся еще один человек,  не сформировалась еще одна личность, еще одна жизнь прошла  впустую... И все его творчество воспринимается именно как  диагноз: ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.

Он писал частную жизнь - именно это стало художественным открытием. Под его пером литература стала зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе одного конкретного человека.  Чеховская Россия состоит из вопросов, из сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из всего этого множества, из совокупности штрихов, начинают проглядывать очертания картины.             Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы - от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов.

Художественная манера Чехова не назидательна, ему  претит пафос проповедника, учителя жизни. Он выступает как  свидетель, как бытописатель.  В "Вишневом саде" Чехов не только создал образы людей, чья  жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в  его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и  содержание.  

Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни  второстепенную роль. Но в "Вишневом саде" герои оказываются  жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а  глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин  такой же заложник времени, как пассивный Гаев.  Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала  излюбленной для всей новой драмы ХХ века, - это ситуация  ПОРОГА. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.

Система персонажей: герои и их роли каждый из  героев исповедуется, но в итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцен В какой-то момент исповедующийся понимает,  что самого главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не  поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет  ее увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени  корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той  социально-исторической роли которую он вынужден играть, - вот  драматическая суть "Вишневом сада".

В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше  всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и  Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше  всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают  подробности, спорят о мелочах - несуществующего, не замечая или  сознательно замалчивая существующее и существенное. Давайте  прежде всего всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его  роль "центральной" в комедии.   Вот это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному - и  купеческой жилки, мужицкой простоты - и тонкой артистической  души и стремится уловить и воплотить в образе Лопахина Чехов.

Лопахин - единственный, кто предлагает реальный план  спасения вишневого сада. И реален этот план прежде всего  потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить  нельзя, время его ушло, и теперь сад можно сберечь, лишь  переустроив, пересоздав в соответствии с требованиями новой  эпохи.

Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых "подходит" ему лишь она, Варя, - значит, должен жениться. И лишь занятость мешает ему заметить ее достоинства. У Вари даже мысли  не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее  Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на  разговорах окружающих о том, что этот брак был бы удачен, на  досужих пересудах!  Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь - две  сквозные, внутренне связанные темы пьесы  Спасение сада - в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает прежде всего смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

(И вот еще - важнейшее) Сейчас, близко к новому рубежу  веков, в современной смуте конца эпохи, разрушения старом и  судорожных попыток создать новое, "Вишневый сад" звучит для нас  не так, как звучал еще десять лет назад. Оказалось, что не  только рубеж ХIХ-ХХ веков - время действия чеховской комедии;  она написана и о безвременье вообще, о том смутном  предрассветном часе,  который пришелся в на нашу жизнь,  определил и наши судьбы.  



Вернуться на предыдущую страницу

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.