ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Заключение


Скачать     |     Вернуться к содержанию     |     Вернуться к списку рефератов

При изучении проблемы искусства в идейно-художественном своеобразии пьесы «Чайка» мы решили следующие задачи:
Чехов начал работать над пьесой в Мелихове в 1895 году. Чайка по праву считается наиболее автобиографичной пьесой Чехова. В пьесе нашли свое отражение судьбы людей, близких Чехову. «Я напишу пьесу. Я напишу что-нибудь странное, - говорил Чехов, - Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». (1, с.629). Премьера «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года в Александринском театре в Петербурге и вошла в историю театра как небывалый, скандальный провал. Своей триумфальной премьерой 17 декабря 1898 года Художественный театр реабилитировал чеховскую «Чайку». Силуэт летящей чайки стал эмблемой театра, а Чехов – его постоянным автором (1, с.630).
«Чайка» тесно связана со всеми раздумьями Чехова о сущности таланта. Талант без мировоззрения, без большой художественной мысли – ядовитый цветок, несущий гибель его обладателю. Раздумывая о Треплеве и его судьбе, можно сказать: «Талант! Как это ещё мало!» Думая о Нине и о её судьбе, нужно сказать: «Талант! Как это много!» (10, с.261-270) Чехов, конечно, сочувствует Треплеву, быть может, так же глубоко, как сочувствовал он своим братьям, и не только кровным братьям, а и всем братьям по искусству, всем людям таланта. Треплев – молодой человек с притязаниями, нелишенного таланта писателя, мечтателя. Он много дал Нине своей чистотой, одержимостью, преданностью искусству и любви. Но вот смелостью, душевной силой его бог обделил. Нина Заречная – мечтательница, художественно одаренная, артистичная натура. Но Нина всеми фибрами своей души желает оказаться в большом городе, на большой сцене, жаждет признания толпы, славы. В образе Нины Заречной Чехов выразил всю красоту смелого, трудного и все же свободного полета. Пройдя величайший духовный искус, потеряв все и как бы освободившись от всего, что мешает искусству, она стала тем, о чем мечтала. Так, Нина «переросла» не только Треплева, но и Тригорина (7, с.417). Для Тригорина самая большая мечта – рыбная ловля и жизнь на берегу зачарованного озера, вдалеке от безумной толпы. По тем мелким свидетельствам, которые разбросаны по страницам пьесы, можно судить о том, что Тригорин, действительно, талантлив. Однако для него творчество – это не просто хлеб, забава и поклонники, для него это и мучительный недуг, и наваждение. Это не святыня. Тригорину угрожает опасность утраты творческого вдохновения, страсти, пафоса, опасность, вытекающая из отсутствия общей идеи. Тригорин - один из немногих, кто осознаёт недолжность своего ролевого существования: «Я не люблю себя как писателя. Хуже всего, что я в каком-то чаду и часто не понимаю, что я пишу» (15, с.77). Немало своего, личного связал Чехов с писательскими раздумьями Тригорина. Что касается Аркадиной, то она лжет в искусстве, но все же во всем торжествует – и в обладании мишурным жизненным успехом, и в принудительной любви, и в поклонении толпы. Она сыта, моложава, «в струне», самодовольна, как бывают самодовольны только очень недалекие и вечно для себя во всем правые люди. Для нее искусство лишь инструмент, с помощью которого она обеспечивает себе безбедное существование, тешит свое тщеславие, держит при себе не любимого, модного и интересного человека(14, с.14,23,25). Особое место в пьесе занимает образ Дорна. Ему писатель передает очень глубокие рассуждения об искусстве, в частности оценки произведений Треплева. Дорн высказывает мысли Чехова (11, с.107). Учитель Медведенко если и заговорит об искусстве, то лишь для того, чтобы сказать, как трудно жить учителю (2, с.21-22).

Читать далее>>

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.