15. Человек как единство
Введение в философию: История
Все дело в том, чтобы понять,
чем должно быть отношение между единством и множеством. И если единство
понимается абстрактно, как существующее само по себе (и, стало быть, множество —
как чуждое ему или от него производное), то понятие бесконечного и вечного
единства индивидуальности в конечном счете завершается солипсизмом,
иллюзионизмом и тому подобными глупостями, свойственными дилетантам. Это
отношение — изначальный синтез, так что единство, которое отличает себя от
множества и противопоставляет себя ему, само не причина, но следствие более
глубокого единства, производящего отношение между единством и множеством,
центром и периферией. Человек, как некто, находящий множество вне себя, не
является истинной индивидуальностью — потому, что последняя принадлежит человеку
как единство, полагающее разом и в абсолютном синтезе то единство человека,
которое имеет вне себя множество, остающееся существовать вокруг вышеуказанного
единства.
|