19. Заключение
Введение в философию: Искусство и религия
Вывод состоит в том, что нет
искусства, которое бы не было религией. Нет искусства, которое бы не связывало
душу человека с собственным миром посредством тех самых уз, благодаря которым
человеческая душа соединена с божественной; существует искусство, лишь по
видимости отличное от религиозного содержания человеческого сознания; и
внерелигиозное искусство есть искусство, которое в своем акте не овладевает
полностью личностью художника, не держит его, как Бог держит душу святого (это —
поверхностное и мнимое искусство, изощренность, и его можно было бы назвать даже
грехом против Святого Духа). Искренний художник, верящий в свое искусство и
принимающий его всерьез, — по сути дела, религиозный ум. Религиозный, как и
философ, не знающий иной реальности — истинной, абсолютной (каковой является
реальность святого — тотальная реальность). Он религиозен больше, чем философ,
потому что та реальность, которая есть его тотальная реальность, не является
опосредованной реальностью философа, не является помысленной; не он владеет ею,
а она владеет им: nolentem trahit*, как божественное воление. Он склоняется в
восхищении перед творением своей фантазии, как перед сакральной реальностью —
максимальной субъективностью, максимальной объективностью.
|