5. Важность чувства у Вико и в философии XVIII века
Введение в философию: Чувство
Когда вместе с Вико начинают
ощущать роль и ценность взбунтовавшейся и мятежной души, из которой исходит
пение, и в этом пении всю сущностную и вечную форму духа и человеческой
цивилизации; когда вместе с немецкими философами второй половины XVIII века
(Мендельсоном, Тетенсом, Зульцером) начинают замечать несводимость чувства;
когда Кант после «Критики чистого разума» и «Критики практического разума»
чувствует потребность в третьей «Критике», потому что смутно угадывает
необходимость духовной формы, опосредующей понятие жизни, которое можно извлечь
из чистого теоретического разума, и противоположное понятие жизни, выведенное из
природы практического разума, и постулирует ту способность суждения, которая
является оценивающей духовной функцией (отчего преображается вид не только
человеческого мира, но и самого мира природы, и универсум в глазах человека
освещается той телеологией, которая является сущностью духовности, как это
обнаруживается в любом произведении искусства), — классическая оппозиция теории
и практики, ума и воли начинает рушиться. Психологии и философии стремятся
понять духовную жизнь, учитывая три фундаментальных и несводимых вида
деятельности, и трудятся над укреплением почвы, в которую пускает свои корни
чувство.
|