11. Снятие как опосредование всякой непосредственности
Введение в философию: Чувство
Однако в этом месте закон
снятия чувства превращается в закон не только более содержательный, но, пожалуй,
также и более значимый — в закон снятия непосредственной жизни духа, которое
осуществляет мысль. Чувство является непосредственным по сравнению с рефлексией
над чувством; и равным образом непосредственной является воля или познание как
духовная жизнь, над которой рефлексирует сознание. В любом случае мысль там, где
снимается непосредственность, является опосредованием; но в любом случае само
это опосредование не освобождается от непосредственности духовной жизни, которая
опосредуется в мысли. Действительно: как было отмечено, не только страсть
продолжает жить в той самой философии, посредством которой предполагают
освободиться от страсти, а все познавательное исследование питается и
поддерживается силой чувства того, кто этим исследованием занимается всю свою
жизнь, — но сама рефлексия, посредством которой, как считается, останавливают и
уничтожают воление, не была бы возможна, если бы через рефлексию не
развертывалось воление, которое, дабы много раз утверждать себя, нуждается в
усилии, не меньшем, чем стоило бы самое упорное напряжение наиболее явного
действия, изменяющего реальное. Именно мысля — только мысля! — трудятся над
преобразованием реального, т.е. над созданием новой реальности. Таким образом,
становится ясно: если мысль как акт мышления снимается мыслью, которая ее
мыслит, то эта мысль не в меньшей степени мысль, чем та, которую она снимает, —
и, более того, в еще большей. Так что непосредственность внутренне присуща тому
самому опосредованию, которое ее снимает; и снятие — это не что иное, как связь
непосредственного с опосредованием.
|