ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Аксиомы и законы информационной экологии

Экология и физиология интеллектуальных систем, закономерности информационной экологии.

Еремин А.Л. "Ноогенез и теория интеллекта" – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. ISBN 5-7221-0671-2



назад в содержание

В естественной науке принципы должны подтверждаться наблюдениями.

Карл Линней (1707—1778)

С целью определения основных закономерностей информационной экологии в качестве инструмента и средства для реализации в перспективе прикладной задачи по разработке мероприятий, направленных на оздоровление окружающей человека информационной среды реализовались последовательно две методические задачи:

  • провести анализ примеров природы и физиологии организма человека, его структур и механизмов, определяющих особенности взаимодействия человека и информационной среды;
  • определить общие, фундаментальные закономерности влияния информации на формирование, функционирование и здоровье человека.

Методически — после анализа многочисленных энциклопедических, общеизвестных примеров из природы и физиологии человека, определялись основным логическим методом индукции «от частного к общему» аксиомы (исходные положения, очевидные истины) и законы (связь и взаимосвязь явлений объективной действительности) информационной экологии человека. Автор старался избежать редукционизма — сведения сложного к простому, и стремился выявить основные закономерности информационной экологии — связи и взаимозависимости структурных феноменов и функциональных явлений, касающихся информации и процессов формирования и функционирования интеллектуальных систем, взаимоотношений между ними и окружающей средой.

Был выбран не оригинальный метод, так как известный американский психолог Джером Брунер отмечал, что человек способен и даже весьма склонен «усматривать в известных ему частных случаях примеры общего правила» (пит. по F.Bloom, 1985). Кроме того, известны попытки, когда из неизменной природы человека выводились законы ряда наук и даже политики, предпринятые Николо Макиавелли в начале XVI века и др. авторами.

Основные принципы выделялись для дальнейшего методического использования, уже методом дедукции «от общего к частному», при разработке конкретных мероприятий по улучшению приспособления человека к информационной окружающей среде и влиянию на эту среду для сохранения здоровья.

При проведении анализа не ставилось задачи раскрыть уже известные в биологической кибернетике и биофизике закономерности управления, связи и саморегуляции, которые не были бы связаны напрямую с проблемами информационной экологии.

Поскольку в понимании автора значимость «информационной экологии» и «информационной гигиены» может быть более высока как прикладных наук, соответственно формулировки выявленных принципов и закономерностей подбирались не в статичной форме, констатирующей общие закономерности процессов и явлений, а в динамичном стиле, предполагающем возможное прикладное значение и вероятность применения на практике.

Для удобства восприятия, запоминания и применения, выявленные основные закономерности были условно сгруппированы в 10 аксиом — декалог (гр. deka + logos) — десять заповедей — правил, положений, указаний, изречений, содержащих предписания по поведению.

Аксиома 1 (много информации вредно)

Из интеллектуальной системы человека. Известна устойчивость мозговых структур человека к информации при явлении возвратного или коллатерального торможения, при котором информирующие импульсы, бегущие по отростку нервной клетки — аксону, например, пирамидной клетки коры головного мозга, попадают на коллатераль, ответвляющуюся от аксона, и переходят на вставочный нейрон (интернейрон), возбуждая его. Короткий аксон интернейрона кончается на той же самой пирамидной клетке тормозными нервными окончаниями — синапсами (рис. 3.2, А). Таким образом, достаточно сильное возбуждение пирамидной клетки вызывает «запуск» тормозного интернейрона, который в свою очередь тормозит пирамидную клетку. Такие системы возвратного торможения, благодаря работам известных нейрофизиологов Дж.Экклса, П.Андерсена, О. Крейцфельда, М. Ито, описаны и найдены практически во всех отделах головного мозга. Причем тормозные интернейроны имеют обширные связи: один такой нейрон связан примерно с 500 клетками коры.

При другом же виде торможения — афферентном, — афферентные нейроны, помимо прямого возбуждающего информационного действия на нейрон высшего порядка, активируют через коллатерали вставочные нейроны. Последние, оканчиваясь на нейроне высшего порядка тормозящими синапсами, образуют «прямую тормозную связь» (рис. 3.2, Б). Биологический смысл афферентного торможения — локально «вытормозить» те нейроны вышележащих структур, которые не нуждаются в переработке данной информации (Л.Г.Воронин, 1979). 

Учитывая вышеизложенное закономерно:

1-я аксиома. Чрезмерное количество любой информации должно ограничиваться, дозироваться, в том числе специальными структурами и механизмами.

Иллюстрацией к актуальности 1-й аксиомы, в части необходимости ограничения чрезмерного количества информации, может служить известный эксперимент Джеймса Олдса (1953), при котором крысам вживляли электроды в области гипоталамуса, в дальнейшем названные  «центрами удовольствия». Животные, научившись нажимать на рычаг с целью получения «положительной информации», продолжали делать это до изнеможения с частотой несколько тысяч раз в час в течение десяти часов (F.E. Bloom, 1985).

Известно мнение И. П. Павлова о том, что для умственной деятельности требуется тонко дифференцированное возбуждение ограниченных участков головного мозга и одновременное торможение других, рядом расположенных. Когда же очень сильные импульсы из подкорки «бомбардируют» кору головного мозга, приводя к ее разлитому возбуждению, интеллектуальная деятельность ухудшается (И. П. Павлов, 1949).

Таким образом, снижение психической работоспособности в экстремальной ситуации можно объяснить наличием «разлитого возбуждения». Это же явление можно объяснить посредством «внешнего торможения», которое возникает при воздействии посторонних раздражителей, то есть новой, необычной обстановки или каких-то иных факторов, обусловливающих сильное эмоциональное возбуждение (П. К. Анохин, 1976), а также посредством «запредельного торможения», возникающего, когда сильное волнение от внезапных трудных жизненных обстоятельств вызывает у некоторых людей заторможенное состояние (Л. Г. Воронин, 1979), со снижением условно-рефлекторной деятельности в результате воздействия сверхсильных раздражителей (П. К. Анохин, 1976). Отсюда следует:

Закон 1.1. Избыток информации по объему и/или силе (ценности) приводит к нарушению работоспособности. Для использования информации рационально необходимы: дозировка ее количества, определение ее ценности и адреса по времени и месту.

Исходя из того, что не при малых значениях, а только при достижении пороговой величины деполяризации постсинаптической мембраны возникает распространяющийся импульс — потенциал действия (Н. Д. Завалов, 1976) принимается:

Закон 1.2. Организация работы приемника в информации и соединений между проводниками информации по закону «все или ничего» может являться фильтром для малозначительной информации.

По учению, разработанному А. А. Ухтомским, доминанта — общий рабочий принцип нервной системы — подкрепляется посторонними импульсами (независимо от их характера) и тормозит другие текущие рефлексы (О. Г. Газенко, 1987).

Известен следующий пример доминанты. У собаки, готовящейся к дефекации, раздражение участка моторной области коры больших полушарий головного мозга вызывало вместо двигательных реакций конечностей полноценный акт дефекации. Акт дефекации готовится непрерывным потоком афферентных импульсов от рецепторов прямой кишки к нервным центрам, что ведет к повышению их возбудимости. В этих условиях возбуждение центров дефекации нарастает уже под влиянием импульсов, поступающих в ЦНС независимо от места и качества раздражения (С.А.Осиповский, 1977).

Другой пример: у самцов лягушек в весенний период наблюдается сильный «обнимательный рефлекс». За счет сокращения сгибателей передних конечностей самец крепко обхватывает самку, удерживая ее в таком положении в течение всего периода метания икры. Нанесение раздражения на поверхность тела самца вместо того, чтобы вызвать соответствующий оборонительный рефлекс, усиливает напряжение мускулатуры сгибателей передних конечностей.

Делался вывод:

Закон 1. 3. Чрезмерное поступление, накопление и доминирование анализа какой-либо информации может быть вредно, так как будет блокировать анализ другой информации, приводить к неадекватным действиям.

Греховность соблазна всеобщей информированности. Из христианской легенды о «первородном грехе» следует, что, наставляя свое любимое создание — человека, Бог предостерегал его от вкушения плода с растущего в раю «дерева познания добра и зла», полагая, что абсолютное знание будет смертельно опасным для человека. Однако искушение обрести информационное могущество превозмогло любовь и доверие человека к Творцу. «Вы будете как боги», — внушал людям змей. И они поддались этому соблазну. За этот грех Бог и изгнал их из рая.

Продать душу. «Чтобы открыть все таинства природы... чтобы постичь все действия, все тайны, всю мира внутреннюю связь...» необходимо пожертвовать собственной свободой и благополучием. Именно об этом трагедия «Фауст» Иоганна Вольфганга Гете, основанная на старинной народной легенде о докторе Фаусте, вступившем в союз с дьяволом ради всеобъемлющего знания.

Переполненная чашка чая. Нан-ин, японский учитель дзэн-буддизма, живший в эпоху Мейдзи (1868—1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое дзэн.

Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше. Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет».

«Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — вы полны ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам дзэн, если Вы сначала не опустошили вашу чашку»?

Информационная экология в Библии. К уединению по совету Бога («Но никто не должен восходить с тобою...») и, соответственно, ограничению от внешнего потока информации прибегал еще Моисей (Библия). Ему понадобилось 40 дней уединения на горе Синай, чтобы воспринять емкую информацию, сжатую в виде десяти заповедей. В четырех из них содержатся требования, касающиеся защиты и экологии информации:

  • сохранять ценную информацию («Да не будет у тебя других богов... », а также — «Не прибавляйте к тому, что я заповедал вам, и не убавляйте от того...», «Вот, я научил вас постановлениям и законам... Итак храните и исполняйте их; ибо это мудрость ваша и разум ваш...»);
  • не завышать искусственно ценности информации, материальных и воображаемых носителей информации, способных привести к образованию застойных очагов возбуждения вокруг нее и зависимости от нее («Не создавай себе кумира и никакого изображения... Не поклоняйся им и не служи им...», а также — «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь...»);
  • не тиражировать информацию в связи с возможным ее обесцениванием («Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...»);
  • не производить вредную для психического, физического и социального благополучия информацию («Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»).

В телевизионных средствах массовой информации. За 60 лет с момента изобретения телевизора количество их чрезвычайно возросло и приближается к 1,5 миллиарда — по телевизору на каждых 4-х жителей Земли. Человек имеет слабость к чувственным наслаждениям. В информации же, распространяемой через телевидение, есть такие захватывающие соблазны, как эротика, фильмы ужасов, боевики, детективы, приключенческие, многосерийные киносериалы и пр. Не уподобится ли при этом человек мышке, к голове которой подведены провода для электрического воздействия на мозг и которая при проведении опытов жмет, не отпуская, именно на ту клавишу, которая вызывает у нее приятные ощущения, чувство «удовольствия»?

Между тем, рядом мировых телекомпаний предприняты меры по организации специализированных ТВ-каналов (научно-популярные, образовательные, мировые вести, спорт, фильмы, развлекательные — вечерние, эротические — ночные) и телепередач, распространению информации о программах телепередач и определению для них традиционного времени. Это может способствовать целенаправленному выбору информации под настроение, интересы и потребности ее потребителей, а это — ощущение комфортности, положительные эмоции и сохранение здоровья телезрителей.

Введенный в законодательство Италии запрет на рекламу во время показа художественных фильмов, очевидно, направлен на снижение нервного раздражения зрителей при невольном переключении их внимания, а, соответственно, способствует профилактике отрицательных эмоций и стрессов.

Информационная экология и мировая литература. Известен лозунг Международного Дня грамотности, ежегодно отмечаемого ООН — «Читайте!» Но, известны и другие высказывания: меньше загружайте себя чтением газет (как сказал поэт: «читатели газет, глотатели пустот...»). Больше читайте книги. Иногда говорят о том, что в жизни человеку необходимо, а, может быть, и достаточно, прочесть 13 «золотых книг». Известны списки наиболее значительных авторов и книг. Так, Мишель Монтень (1533— 1592) особо восхищался произведениями таких авторов, как Плутарх и Сенека, в поэзии отмечал — Вергилия, Лукреция, Катулла, Горация, Эзопа, Лукана, Теренция, относил к занимательным книги Боккаччо, Рабле, а так же отмечал Цицерона, Плиния, Цезаря и других.

Роберт Льюис Стивенсон (1850—1894) отмечал (Книги, оказавшие на меня влияние // Собрание сочинений) Шекспира, Бальзака, «Опыты» Монтеня, Новый Завет, особенно Евангелие от Матфея, «Листья травы» Уитмена, Спенсера, «Жизнь Гете» Льюиса, Марциала, «Размышления» Марка Аврелия, Вордсворта.

Известны и другие «золотые списки», изложенные в энциклопедиях мировой литературы, в школьных и других учебных программах различных стран.

Автор не мог устоять против соблазна поделиться опытом по составлению собственного «золотого» ряда, в который вошли: У. Шекспир, Библия, Ж. Берн, Р. Стивенсон, Э. По, Д. Лондон, А. Пушкин, Ф.Достоевский, М. Монтень, Г. Маркес, Э. Хемингуэй.

В библиотечном деле. Мировые компендиумы ценной информации чрезвычайно объемны. И даже на простое перелистывание Британской энциклопедии не хватит человеческой жизни (А. Волков, 1997). В порядке характеристики объемов: самая большая современная энциклопедия — «Универсальная иллюстрированная евро-американская энциклопедия» (Мадрид, Барселона) — 104 тома, 105 тыс. страниц, 165,2 млн слов; самая исчерпывающая энциклопедия на английском языке — «Энциклопедия Британика» — 32 тома, 32,3 тыс. страниц, 44 млн слов (The Guinness book of records, 1993).

Библиотеки перешли на поиск нужной информации с помощью компьютеров. И, например, в Манчестерском университете за 3—5 минут можно найти книгу по автору, заглавию, по теме. Компьютер выдаст номер книги, зал и полку, а при процедуре оформления заказа библиотекарь просто проведет лазерным считывателем по полоскам кода книги (А. Дмитриева, 1997).

В общем, много информации — вредно. И если не дано человеку прочесть все, то он может хотя бы стремиться узнать лучшее.

Аксиома 2 (одна плохая новость, одна — хорошая)

Из интеллектуальной системы человека. Рассмотрим механизм подавления чрезмерного болевого ощущения. Боль информирует об угрозе целостности и благополучию организма и тем самым позволяет либо уйти, избавиться от вредоносного фактора, либо мобилизовать защитные силы организма на нейтрализацию негативного воздействия. Однако боль не только неприятна, но и опасна для жизни человека, так как может приводить к болевому шоку. Согласно воротной теории Р. Мельзака и П. Уолла (1965), восприятие боли зависит от баланса между притоком импульсов по толстым нервным волокнам, возникающих в результате действия неповреждающих факторов (например, поглаживание, растирание, электрораздражение, акупунктура) и импульсов по нервным проводникам малого диаметра, сигнализирующих о действии на ткани повреждающих факторов. Если доминирует приток импульсов по толстым волокнам нейрона, возникает пресинаптическое торможение («входные ворота» для болевой информации закрываются — отсюда и название теории боли — «теория ворот»), следовательно, спино-таламические пути не активируются и боль не возникает. Пример — эффективное обезболивание при поглаживании и растирании кожи после удара (В. Г. Овсяников, 1990). Определялось:

2-я аксиома. Чрезмерность любой верной, но «негативной» (отрицательной) информации вредна и должна компенсироваться «положительной».

Основная масса рецепторов, особенно высокоспециализированных, воспринимает раздражители из окружающей среды — экстероцепторы. В зависимости от воспринимаемых раздражителей различают механо-, хемо-, термо-, фоторецепторы, ноцицепторы — воспринимающие болевые раздражители, проприоцепторы — рецепторы опорно-двигательного аппарата. Между тем, важную роль играют рецепторы, сигнализирующие о раздражителях внутренней среды — интероцепторы (О. В. Ильинский, 1984; В. Н. Черниговский, 1978). Делался вывод:

Закон 2.1. Сбалансированное поступление и восприятие информации из окружающей и внутренней среды может служить залогом формирования гармоничной инфосферы.

При этом, под «инфосферой» предлагается понимать единое, организованное как целое в самом человеке, в группе людей, в человеческом сообществе, на отдельно взятой территории или на всей Земле, структурированное информационное пространство с быстрым, надежным, гармоничным, всесторонним информационным обменом.

Относительно физиологических процессов в больших полушариях при воздействии информации И. П. Павловым отмечалось (1949): при слабом напряжении как раздражительного, так и тормозного процессов, под действием соответствующих раздражений, происходит распространение, растекание процессов из исходного пункта; при среднем — концентрирование, сосредоточивание процессов в пункте приложения раздражения; при очень, чрезвычайно сильном — опять иррадиирование. Принималось:

Закон 2.2. При выборе оптимального режима передачи информации для диффузного распространения или концентрирования необходимо выбрать соответствующий уровень мощности информации по количеству (объему) и качеству (ценности) и учитывать уровень тормозных процессов.

При конфликтном взаимодействии рядом расположенных клеток и участков ткани, несущих различную информацию, в медицине (кардиологии, психиатрии) известны методы воздействия общей информации для синхронизации их функций. Например, при фибрилляции желудочков сердца, из-за хаотичного сокращения отдельных мышечных волокон, сердечная мышца находится в состоянии неполного сокращения, кровообращение прекращается, быстро наступает потеря сознания и смерть. При лечении фибрилляции желудочков наиболее эффективно пропускание короткого сильного одиночного электрического разряда через сердце. При этом происходит одновременная деполяризация всех волокон миокарда и прекращаются асинхронные возбуждения мышечных волокон.

Утверждалось:

Закон 2.3. С целью разрешения конфликта между субъектами — носителями различной информации целесообразно производство, передача, распространение среди них одинаковой, синхронизирующей, объединяющей информации.

Положение закономерности 2.3 можно сравнить с методами разрешения межличностного конфликта или с эффектом положительного воздействия на общество средств массовой информации, при условии, что СМИ распространяют однородную, непротиворечивую информацию.

Немного хорошего лучше, чем много плохого. Булла рассказывал притчу: Человек пересекал поле, на котором жил тигр. Он бежал изо всех сил, тигр за ним. Подбежав к обрыву, он стал карабкаться по склону, уцепившись за корень дикой лозы, и повис на нем. Тигр фыркал на него сверху. Дрожа, человек смотрел вниз, где немного ниже, другой тигр поджидал его, чтобы съесть. Только лоза удерживала его.

Две мышки, одна белая, другая черная, понемногу стали подгрызать лозу. Человек увидел возле себя ароматную землянику. Цепляясь за лозу он дотянулся и губами сорвал землянику. Какая же она была сладкая!

Религиозная, мировоззренческая информация, вера. Возможно, религиозная вера — это не логические умозаключения на основании имеющейся информации, относящиеся к левому полушарию. Можно предположить, что такие атрибуты веры, как страх перед наказанием, возмездием, божьей карой при нарушении заповедей, страх перед концом света, «геенной огненной» и муками ада, как и страх перед силами природы, земными катастрофами, космическими катаклизмами — все это эмоционально окрашенные ощущения, больше связанные с дефицитом информации и работой интуиции, воображения (т. е. правого полушария и подкорки). Среди примеров управления информацией в религии можно привести:

Распространение и принятие единой информации религиозного характера, обеспечение хранения религиозной идеологии, осуществление идентичных поступков согласно ей, создание единых по теме произведений литературы, искусства, архитектуры в ее развитие, объединило в свое время многие племена и народы. Так объединилась Западная Европа вокруг западной ветви христианства (католицизм, позднее — протестантизм), Восточная — вокруг православия, ислам, буддизм и индуизм объединили общей информацией ряд этносов и народов в Азии.

Экуменическая информация. На территориях, где происходит стык различных информационных парадигм о Боге и мироздании, возможно нарастающее недопонимание, противостояние, вплоть до вооруженных конфликтов. Такое не раз случалось на Кавказе и Балканах, в Иерусалиме и Белфасте.

Для умиротворения людей различной веры создается новая информация. Например, Бог един; Кришна, Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Магомет — его пророки, приходившие к людям в разное время, на разных этапах развития человеческой цивилизации; церковные культы, таинства, обряды разных религий могут отправляться в едином храме; человечество может говорить на едином языке (религия Бахаи, возникла в XIX веке).

Известно также экуменическое движение различных, главным образом, протестантских церквей, ставящее целью создание «вселенского» (лат. oecumenicus) объединения церквей. Кроме того, представители разных религий неоднократно собирались для обмена информацией и принятия общих деклараций. Так, на заседании парламента мировых религий в Чикаго в 1993 году была принята декларация «На пути к глобальной этике», в которой религиозные и духовные лидеры практически всех религий и духовных движений выразили единое мнение: «общий набор основных ценностей найден в учениях религий и является базисом для глобальной этики... В Писаниях всех религий мира существуют руководства для поведения людей, которые являются условием для устойчивого миропорядка».

В международной политике указывается на все возрастающие различия и противоречия между информационно насыщенными и информационно бедными странами. При этом подчеркивается, что мерой экологического качества информации могут быть ее социальный характер, лингвистические (критичность, подразумеваемый объем, пристрастность) и исторический аспекты (R.Capuro, 1990). В плане сглаживания информационных противоречий, различий в уровне информированности наций, развития мультикультурного диалога заслуживают внимания объединяющие мероприятия, проводимые международными организациями. В частности, проводимое ЮНЕСКО «Всемирное Десятилетие Культурного Развития» с темой 1997 года — «Культура и технология: Искусство, Наука и Коммуникации», объявление ЮНЕСКО 2000 года — годом Культуры Мира.

При разрешении же межгосударственных конфликтов ярким примером правильно выбранной информационной стратегии может служить своевременный обмен информацией между руководителями США и СССР, появление общей договоренности, в свое время способствовавшей благополучному разрешению «Карибского кризиса».

Аксиома 3 (важность информационной системы)

Из интеллектуальной системы человека. Развивая концепцию функциональных систем в физиологии академик П. К. Анохин (1975) исходил не из бесцельного «взаимодействия», а из целенаправленного «взамосо-действия» компонентов данной системы, организуемой результатом ее деятельности. В биофизике проф. А. Б. Коганом (1977) определялось понятие «система» как совокупность взаимодействующих между собой относительно элементарных структур или процессов, объединенных в целое выполнением некоторой общей функции, несводимой к функциям ее компонентов. Признаки системы: она 1) взаимодействует со средой и другими системами как единое целое; 2) состоит из иерархии подсистем более низких уровней; 3) является подсистемой для систем более высокого порядка; 4) сохраняет общую структуру взаимодействия элементов при изменениях внешних условий и внутреннего состояния.

Известно, что количество нейронов в центральной нервной системе человека — 1011, общая длина их отростков — 4500 километров (Н. П. Бехтерева, 1992), что и обеспечивает ряд известных уникальных свойств ЦНС по восприятию, адресному поступлению, анализу, синтезу и хранению информации.

Информационная ценность каждого из оснований в молекуле ДНК равна примерно 1,9 байта. В то же время число нуклеотидов в геноме человека — 2•109. Запас информации в ДНК человека равен примерно 4•109 (Б. М. Медников, 1982), что и обеспечивает формообразующие, функциональные и дифференцировочные механизмы в фенотипе сложного человеческого организма с 5•1011 клеток 120 различных видов.

3-я аксиома. Организация заведомо качественно и количественно избыточной системы субъектов, воспринимающих, анализирующих, сохраняющих информацию, и инфраструктуры связей между ними обеспечивает оптимальное адресное поступление, хранение, востребование и производство информации.

Известно, что «рецепция» — это процесс восприятия и переработки информации, поступающей в организм от сенсорных систем (анализаторов) при действии на них адекватных раздражителей. «Адекватность» важна как качественная, так и количественная. С одной стороны, у человека не так развиты сенсорные системы, как, например, у птиц — зрение, у собак — обоняние, у дельфинов и летучих мышей — восприятие ультразвука, у рыб и амфибий — сенсорная система боковой линии (с электрорецепторами у некоторых), у ряда змей — высокочувствительные терморецепторы. С другой, «количественной» стороны, — согласно модифицированному (после Вебера — Фехнера) Стивенсоном закону S = а(I — R)x, где S — ощущение; а — константа, зависящая от избранных единиц измерения; I — сила раздражения; R — пороговый стимул; х — показатель степени (О. В. Ильинский, 1984). Делался вывод:

Закон 3.1. Для оптимизации восприятия информации необходимо: достижение качественного и количественного соответствия между информацией и принимающими анализаторами, повыгиение ее актуальности (силы, мощности) или расширение границ, снижение барьера, порога восприятия.

«Желтое пятно» на сетчатой оболочке глаза, в середине которого находится центральная ямка (фовевальный центр) — это место наиболее ясного, отчетливого видения. Ограниченность фовевальной части позволяет при одной фиксации ясно и отчетливо воспринимать лишь небольшое число объектов. Раздражители, которые попадают на периферию сетчатки, воспринимаются менее ясно и отчетливо, а иногда и вовсе не воспринимаются.

Закон 3.2. Для приема информации необходима работа в это время в конкретном месте специализированной «принимающей» структуры.

Известно, что внимание проявляется в локальной активации определенного участка коры больших полушарий в разной степени и торможении остальных зон коры (О. Г. Газенко, 1987). Из психофизиологии внимания: «распределение внимания» — способность одновременно выполнять несколько видов деятельности; «переключение внимания» — перенос внимания с одного объекта на другой; утомление внимания — наступающее при длительном поддержании произвольного внимания.

Избирательная концентрация внимания предполагает наличие процессов в центральных отделах мозга. При этом под «вниманием» понимается сосредоточенность, избирательная направленность познавательной деятельности человека на определенный объект, значимый в данный момент. Функция внимания в фило- и онтогенезе развивается на базе врожденного ориентировочного рефлекса, направленного на создание в организме условий для восприятия изменений во внешней среде. Внимание проявляется в локальной активации определенного участка коры больших полушарий и торможении остальных зон коры (О. Г. Газенко, 1976).

И. П. Павлов (1949) по этому поводу отмечал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертании светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Даже во время гипноза, при частичном по глубине и локализации сне, сохраняется очаг бодрствования («сторожевой пункт»), наличие которого обеспечивает избирательность контакта загипнотизированного с гипнотизирующим. В соответствии с этим утверждалось:

Закон 3.3. Для оптимизации произвольного, целевого восприятия информации необходима работа специализированных структур «внимания», характеризующихся функциями «наблюдения», «переключения» и «устойчивости внимания».

Ощущение — это субъективное отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. В процессе эволюции живых организмов ощущение развивается на основе свойства раздражимости — простейшей, присущей всему живому способности отвечать определенной формой реакции на разнообразные воздействия. С возникновением нервной системы свойство раздражимости появляется в более специфической форме — возбудимости, связанной с дифференцированными формами реакции животного. У человека ощущение является элементарным психическим процессом и одновременно основой формирования и развития других более сложных процессов: восприятия, мышления, воображения, представления.

Воспринимая информацию, человек опирается на процессы памяти. Так, опознание образов основывается на сличении непосредственно воспринимаемых объектов с образами памяти — обобщенными эталонами, хранящимися в памяти (Н. Д. Завалов, 1976). Выводилось:

Закон 3.4. Для оптимизации восприятия поступающей информации необходимы не только настроенность на восприятие и ощущение поступающей информации, но и информационный опыт, образованность.

В менеджменте известны такие методы информационной экологии, как определение часов приема руководителем. Известен так же такой установочной информационный принцип для руководителей, как: примерно 20% времени быть на месте и воспринимать информацию, 80% времени ее производить, принимать решения.

Чтобы добиться успеха в менеджменте, планы информационного управления должны учитывать роль каждого человека. Информация только информирует. Важно, чтобы был определенный человек, который не только имеет доступ к информации, но и получает ее в определенное время, акцентирует на ней внимание, воспринимает ее и действует согласно ей. Несколько фирм уже применяют концепции «информационной экологии» к организации их собственных систем информационного пространства. Например, страховая компания в Великобритании использует принципы информационной экологии для того, чтобы более эффективно приспособиться к ее нынешнему окружению, включая потребителей и конкурентов. Аэрокосмическая фирма использует экологический подход в особенности, когда дело касается информационной политики и информационного поведения. Две исследовательские организации концентрируются на увеличении обмена информацией на всех уровнях процесса развития нового продукта (T.H.Davenport, 1995).

Конечно, представленный в данной книге перечень направлений и примеры методов управления информационными потоками для снижения конфликтности, объединения, сохранения информационной экологии человека и человеческих сообществ, может быть дополнен и более тщательно систематизирован. Очевидно, этим смогут заняться ученые в рамках новой науки — информационной экологии. Для более же широких слоев населения, возможно, назрела необходимость разработки нового мировоззрения, формирования новой ментальности.

В экологическом движении накоплен опыт ряда способов, к которым прибегают люди для сохранения и восстановления системы окружающей среды (P. ReVelle, Ch. ReVelle, 1995). Перечислим эти методы (с нашими примерами) применительно к информационной экологии: группы политического действия («Мое содействие «Лиге Мира» в том, что я, через распространение информации, помогаю влиять на лиц разных национальностей и действия правительств по мирному объединению людей»); кон-сервационистская этика («Будь верен факту и трактуй его с добрым намерением», «Занимай жизнерадостную позицию, думай о хороших людях, распространяй правдивую положительную информацию», «Добродетель присуща человеку»); потребительский бойкот («Чтобы спасти Россию надо выключить телевизор»); изменение образа жизни («Читайте!», «Книги, но не газеты», «Все не прочесть, но надо стремиться прочесть лучшее», «Информация любит систему и порядок»); гражданское неповиновение («Изучай другие языки, мировые религии, национальные культуры», «Учи и разговаривай на языках межнационального общения»); выбор профессий, связанных с улучшением окружающей среды (в том числе инфосферы).

Аксиома 4 (мало информации вредно).

Из интеллектуальной системы человека. Зная, что лишение или ограничение возможности воспринимать внешние раздражители — сенсорная обедненность (депривация) — ведет к понижению активности, к нарушению психической деятельности (Н. Д. Завалов, 1976), утверждалось:

4-я аксиома. Недостаток информации или ограничение возможностей ее восприятия вредно.

Необходимость дозирования для человека количества информации (аксиомы № 1 и 4) можно сравнить с необходимостью дозирования кислорода (табл. 3.1).

Согласно физиологическому закону «все или ничего» возбудимая ткань дает максимальную ответную реакцию («все») при любой силе надпорого-вого раздражения или не дает никакого ответа («ничего») при подпорого-вом раздражении. Еще Боудич (Н. Bowditch, 1871) выявил, что при подпо-роговой силе раздражения мышца сердца не сокращается, а при пороговой силе раздражения сокращение миокарда имеет максимальную амплитуду. А Готч (F.Gotch, 1902), исходя из предположения о химической природе процесса возбуждения и его взрывном характере, пришел к выводу о применении закона «все или ничего» к нервной ткани. Утверждалось:

Закон 4.1. Для оптимизации вызова реакции в специализированном приемнике информации необходимо достижение достаточной мощности источника информации.

Появление возбуждения в тканях сопровождается кратковременной фазой полной потери возбудимости (абсолютной рефрактерностью). Затем, через какое-то время, возбудимость постепенно восстанавливается (относительная рефрактерность) и даже может превысить этот уровень (экзальтационная фаза). Выводилось:

Закон 4.2. После восприятия и усвоения определенной дозы информации, как правило, необходимы время и материально-энергетические ресурсы для восстановления воспринимающей способности приемника.

Когда информация о потребности значимая и ее по количеству много, при имеющемся дефиците информации о средствах для удовлетворения этой потребности, — это ведет к возникновению отрицательных эмоций. При этом возникает эмоциональный стресс, способный спровоцировать практически любое заболевание. Возрастание же вероятности (увеличение информированности о необходимых средствах) удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции.

Дополнительная информация и положительные эмоции способствуют профилактике и снятию эмоционального стресса, лечению его патологических последствий (Г.Селье, 1982; К. В. Судаков, 1986; Р.А.Тигранян, 1988). Утверждалось:

Закон 4.3. Для повышения стресса-, конфликтоустойчивости, оптимизации работы системы информационной оценки, особенно в экстремальных условиях, необходима максимально возможная информированность.

Из наследия интеллектуальной системы человечества.

«Кто знает одну религию, не знает ни одной», утверждал Макс Мюллер, основатель современного религиоведения. При этом, происхождение самого слова «религия» иногда производят от латинского глагола religare, который означает «связывать», «соединять» (человека с богом, мирское и священное).

Дополнительная общая информация объединяет как туннель. Из дзэн-буддизма известна следующая притча Дзэнкай, сын самурая, отправился в Эдо и здесь стал приближенным высокопоставленного чиновника. Он влюбился в жену чиновника и был открыт. Защищаясь, он убил чиновника и после сбежал с его женой. Позже они оба стали воришками. Но женщина оказалась такой жадной, что Дзэнкай проникся омерзением к ней. Наконец, оставив ее, он отправился далеко в провинцию Будзэн, где стал нищим-бродягой.

Чтобы искупить свою вину за прошлое, Дзэнкай решил совершить в жизни какое-нибудь доброе дело. Он узнал, что существует опасная дорога через пропасть, грозящая смертью или увечьем многим людям, и решил прорыть через горы туннель. Выпрашивая днем пищу, Дзэнкай по ночам рыл туннель. Когда прошло 30 лет, туннель был длиной 280 футов, 20 футов высотой и 30 футов шириной.

За два года до окончания работы сын убитого чиновника разыскал Дзэнкая и пришел убить его, чтобы свершилась месть. «Я охотно отдам тебе свою жизнь, — сказал Дзэнкай. — Позволь мне только закончить работу. В день, когда она будет закончена, ты можешь убить меня». Мститель прождал день, два. Но прошло несколько месяцев, а Дзэнкай продолжал копать. Пришелец устал от безделья и стал помогать ему копать. После того, как он помогал ему больше года, он стал восхищаться волей и характером Дзэнкая. Наконец, туннель был готов, и люди могли пользоваться им и путешествовать безопасно. «Теперь руби мне голову, — сказал Дзэн-кай. — Моя работа окончена».

«Как же я могу отрубить голову моему учителю?» — спросил юноша со слезами на глазах.

Из миротворчества. Один из составителей Конституции США Джеймс Мэдисон так выразил свои взгляды на недостатки информации и знаний: «Ничего не может быть более иррационального, чем дать людям власть и лишить их информации, без которой властью злоупотребляют. Люди, которые хотят быть правителями, должны вооружаться и властью, которую дает знание. Правительство без общедоступной информации или средств для ее приобретения является прологом к фарсу или трагедии, а, возможно, к тому и другому».

Продолжение документа>>

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.