Разделы сайта:
Предметы:
|
Информационная гигиена, основные понятияИнформационная гигиена. Еремин А.Л. "Ноогенез и теория интеллекта" – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. ISBN 5-7221-0671-2 Учитывая данные литературы, результаты собственных исследований и актуальность перспективных разработок, автором в 1995 году было предложено различать специальный раздел науки — «информационную гигиену» как систему знаний, изучающую закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Цель информационной гигиены — предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. В задачи информационной гигиены может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов. При исследованиях в информационной гигиене могут применяться физические, химические, физиологические и санитарно-статистические методы, а также известные из социальной гигиены методы организационного эксперимента. К объектам информационной гигиены можно отнести человека, социальные группы, население в целом; информацию, информационную среду, закономерности информационных процессов; информационно-зависимые здоровье, заболеваемость, смертность населения; профилактические мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Информационная гигиена представляет собой специальный междисциплинарный раздел науки, имеющий право на самостоятельное развитие, как в целом, так и по подразделам по количеству и качеству дисциплин, с которыми имеет связь: медицина, общественное здоровье и здравоохранения, физиология, общая и коммунальная гигиена, гигиена и физиология труда, психогигиена, экология человека и окружающей среды, социальная психология, информатика компьютерных сетей, средств массовой информации и журналистика, государственная и международная безопасность, социология, конфликтология, политология, менеджмент и пр. Сформулированные приблизительно и условно 10 аксиом и 29 законов информационной экологии, могут быть систематизированы относительно таких свойств субъектов, воспринимающих-производящих информацию по отношению к последней как:
Представленные закономерности могут являться императивами для экологизации стратегии информационной деятельности интеллектуальных систем человека и социума. Примеры же природного происхождения физиологических механизмов информационной экологии человека и выведенные из них закономерности могут быть взяты за основу для определения рекомендаций информационной тактики в повседневной социальной, экономической, политической и др. сферах, которые формируют и влияют на состояние комфортности, психического, физического и общественного благополучия человека и социальных групп.
Таблица 4.1. Классификация аксиом и законов информационной экологии (по функциональному признаку) Известно мнение К. Юнга, что психология и психотерапия поначалу руководствовались физикалистскими, а затем физиологическими понятиями и лишь после долгих колебаний подошли к сложным феноменам этики, эстетики, теологии, философии. Так, возможно, и информационная гигиена может рассматриваться как междисциплинарная наука на стыке биологии, физиологии, медицины, гигиены, информациологии, экологии, социологии, политики и пр. и имеет право на тенденцию к развитию и усложнению, как по методам научного исследования, так и по сферам приложения системы знаний. Зависимость благополучия, гигиеничности информационной среды от количественных и качественных характеристик информации может быть выражена в виде аналоговой модели, схематичность формулы которой обусловлена объединением ранее выявленных законов и аксиом информационной экологии: где: ИЗ — «информационное здоровье» — это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется и зависит от информации, гигиеничности (благополучия) информационной среды; И — информация: К — качество И; О — объем И; С — инфраструктура интеллектуальной системы, т.е. совокупность структур, механизмов, ресурсов производящих, распространяющих, воспринимающих, анализирующих и хранящих И; ∑ — знак совокупного суммирования положительных и отрицательных качественных и количественных параметров (вариант подробной расшифровки формулы см. Приложение 3). Таблица 4.2. Возможное прикладное значение аксиом информационной экологии для разработки кодов, алгоритмов, кодексов правил, моделей эколого-гигиенического информационного поведения
Знания и методы информационной экологии (в области закономерностей влияния информации на формирование и функционирование человека и человеческих сообществ их взаимоотношения с окружающей информационной средой, а также информационные взаимодействия между собой) могут быть применимы с гигиенической целью (оздоровления информационной среды, повышения индивидуального и общественного состояния психического, физического и социального благополучия, увеличения работоспособности человека и продолжительность его жизни) в кризисных, конфликтных чрезвычайных ситуациях, при оптимизации различных видов человеческой деятельности, для целого ряда профессиональных групп (табл. 4.2). |
Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты | . |
R.W.S. Media Group © 2002-2018 Все права защищены и принадлежат их законным владельцам.
При использовании (полном или частичном) любых материалов сайта - ссылка на gumfak.ru обязательна. Контент регулярно отслеживается. При создании сайта часть материала взята из открытых источников, а также прислана посетителями сайта. В случае, если какие-либо материалы использованы без разрешения автора, просьба сообщить.