Разделы сайта:
Предметы:
|
Толковый словарь понятий и терминов, используемых авторомПриложения. Еремин А.Л. "Ноогенез и теория интеллекта" – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. ISBN 5-7221-0671-2 Аксиома [гр. axioma] — исходная самоочевидная истина, не требующая доказательств. Алгебра ноогенеза* [фр. algebra < aldzabr — сокращение дроби] — совокупность знаний и математических действий над величинами-характеристиками (выраженными буквами) развертки в пространстве и развития во времени (эволюции) интеллектуальных систем, независимо от числового значения этих величин. Алгоритм информационного поведения* — заранее определенная совокупность последовательных четких правил с порядком конкретных действий при производстве, распространении, получении и хранении информации. Антропогенез [гр. antropos — человек, genesis — зарождение, происхождение] — процесс эволюционно-исторического формирования человека (основатель учения Ч.Дарвин, 1871). Апоптоз [гр. листопад] — программируемая смерть отдельных клеток (термин предложен Галеном (129—201 гг.). Аутопоэз интеллектуальный* — процесс созревания интеллектуальной системы до уровня формирования автономности, заключающейся в формировании сети взаимодействий ее составных частей, как некого единства в пространстве, обособлении, организационной замкнутости и самоуправлении, взаимодействии со средой и другими системами как единое целое. Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами (термин предложен Зюссом, 1875). Биофизика интеллектуальных систем* — раздел науки о физических свойствах и явлениях, как в целой автономной интеллектуальной системе, так и отдельных ее компонентов, о феноменах как живой, так и неживой составляющих материю — носительницу интеллекта, а также физико-химических основах интеллектуальной деятельности. Гармония идеального-материального* [rp.harmonia — связь, созвучие, соразмерность] — это связь, соразмерность, взаимоотношение особого вида * — предложенные автором новые термины и словосочетания ** — предлагаемая автором трактовка известных терминов материи — носительницы разума (со всеми составляющими ее интеллектуальными системами и их структурно-иерархическими характеристиками) и свойств ее движения, интеллектуальной функции и производимых продуктов (сознание, быстродействие информационных операций, скорость распространения информации, ее качество и количество, восприятие, хранение и пр.). Гигиена [гр. hygieinos — здоровый] — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека. Гигиена информационная (информационная гигиена)* — раздел науки, изучающий закономерности влияния информации на индивидуальное и общественное здоровье, работоспособность человека, продолжительность его жизни и разрабатывающий практические мероприятия по оздоровлению информационной среды. Глобулярность (сферичность) интеллектуальных систем* [фр. globulaire— шарообразный, лат. globulus — шарик] — свойство-характеристика стремления к компактной форме шарообразности известных интеллектуальных систем Диссипативные структуры — упорядоченные образования, возникающие в диссипативных системах в ходе неравновесных необратимых процессов (термин предложен И. Р. Пригожиным, 1977). Диссипативные системы — системы, в которых функция диссипации (прироста энтропии в открытой системе в единицу времени в единицу объема) отлична от нуля. Диссипативность интеллектуальных систем* — явление прироста перехода специфической энергии взаимодействия между компонентами открытой интеллектуальной системы в другую энергию с потерей части потенциальной интеллектуальной энергии системы; а также феномены формирования в ходе ноогенеза из элементарных компонентов — автономной упорядоченной структуры интеллектуальной системы. Доминанта интеллектуальных систем* — закономерность ноогенеза и общей теории эволюции, заключающаяся в объективном преимуществе биосистем, обладающих развитыми интеллектуальными системами, реализующимися в лучших способностях к приспособляемости в окружающей среде и к выживанию в ходе естественного отбора и эволюции, благодаря свойству активного отражения объективной реальности и проявляющемся в доминировании над другими биосистемами. Закон — связь и взаимозависимость каких-нибудь явлений объективной действительности. Закон биогенетический — онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и сжатое повторение филогенеза — процесса исторического развития отдельных типов, классов, отрядов, родов, семейств, видов живых организмов (сформулирован Э.Геккелем, 1866). Закон ноогенетический* (основной ноогенетический закон) — в эволюции человечества проявляются в кратком повторении отдельные черты филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга человека. Численность, автономность, ряд синергетически управляемых информационно-интеллектуальных функций, характеризующих человечество на различных этапах эволюции, начиная от его зарождения и кончая развитым состоянием, являются сжатым повторением отдельных черт длительной эволюции, пройденной нервной системой, от простейших форм в древние времена до настоящего мозга человека, и является длительным повторением ряда характеристик эволюции, которую проходит индивидуальный головной мозг человека от эмбриональных клеток до развитого структурно-функционального состояния. Закономерности информационной экологии* — связь и взаимозависимость структурных феноменов и функциональных явлений, касающихся информации и процессов формирования и функционирования интеллектуальных систем, взаимоотношений между ними и с окружающей средой. Законы двух полушарий* — закон 1 (двухполярность): для интеллектуальной системы характерна двухполярность; закон 2 (асимметрии): два полушария интеллектуальных систем стремятся к гармоничной асимметричности; закон 3 (два в одном): два полушария интеллектуальной системы стремятся работать как единое целое (один мозг, один интеллект, одно глобальное сознание). Здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (термин принятый Всемирной Организацией Здравоохранения). Здоровье информационное (информационное здоровье)* — это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется и зависит от информации. Здоровье общественное (общественное здоровье)** — состояние общего психического, физического и социального благополучия людей, нано-, микро-, мили-, макросоциума, формирующееся:
Идеальное [фр. ideal] — воображаемое, реально не существующее; идея, сознание, дух; продукт ощущений, представлений, понятий, отражающих действительность в сознании человека, выражающих его отношение к ней и являющихся основным принципом мировоззрения. Инстинкт информационный* [лат. instinctus — побуждение] — жизненно важная целенаправленная адаптивная форма поведения, обусловленная врожденными механизмами, реализующаяся в ходе онтогенетического развития, характеризующаяся постоянством внешнего проявления у данного вида организмов и возникающая на раздражители внешней и внутренней среды; наследуемое побуждение к совершению целесообразных действий (по поиску, восприятию, потреблению, хранению, производству, распространению информации), имеющих жизненное значение для особи или рода биосистем, обладающих интеллектуальными системами. Интеллект [лат. — intellectus, др.гр. — nus] — ум, рассудок, разум; мыслительные способности, умственное начало, определяющее деятельность; высшая ступень познавательной деятельности, способность логически и творчески мыслить; высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании существенных связей и отношений вещей. Интеллектология* — см. ноология. Интеллектуализм* — доминирование интеллекта, приоритет развитых интеллектуальных систем. В философии — мировоззрение на определенном уровне развития цивилизации человеческого общества при развитых средствах производства, хранения и передачи информации, сформировавшейся интеллектуальной системе человечества [в отличие от индивидуализма (приоритеты личности), национализма (приоритеты нации), капитализма (денежные приоритеты), социализма (приоритеты общества)]. Интеллектуальная миссия человечества* — общие цели или задачи человечества, заключающиеся в формировании интеллектуальной системы и реализации присущих ей характеристик и функций (автономности, фрак-тальности, иерархичности, диссипативности, наследственности и памяти, когерентности, двухполярной асимметрии, синергичности); роль человечества, заключающаяся во взаимодействии со средой и другими системами на Земле и в космосе как единое целое. Интеллектуальная сила (воля)* — способность интеллектуальных систем производить мыслительные активные отражения объективной реальности, осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, сознательное стремление к чему-либо, возможности распоряжаться; способность компонента интеллектуальной системы или их совокупности воздействовать друг на друга или на материальные тела в окружающей среде (см. для сравнения «энергия интеллектуальная»); интеллектуальная сила F = I× a, где I — количество информации, а — ускорение системы интеллектуальное. Интеллектуальная система* — совокупность взаимодействующих между собой относительно элементарных структур и процессов, объединенных в целое выполнением функции интеллекта (целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания, активного отражения объективной реальности, логического и творческого мышления), несводимой к функции ее компонентов. Признаки И.С.: 1) взаимодействует со средой и другими системами как единое целое, 2) состоит из иерархии подсистем более низкого уровня. Интеллектуальная эволюция* — см. ноогенез. Интероцепция [лат.interior — внутренний + reception — принятие, прием] — процесс возникновения, проведения, восприятия и переработки в центральной нервной системе информации, возникающей в результате возбуждения рецепторов внутренних органов — интероцепторов при раздражениях, идущих из внутренней среды организма: органов, жидкостных сред, тканей. Информационная анархия* — беспорядочное, сумбурное, хаотичное, бессистемное (не структурированное, не последовательное) производство и распространение, получение и хранение информации. Информационный гомеостаз — относительное динамическое постоянство внутренней информационной среды и информационной регуляции устойчивости основных функций интеллектуальной системы. Информационный доминизм* (лат. dominans, dominantis — господствующий; англ. dominion — власть; фр. domaine — владение) — глобальное, довлеющее преобладание информации над другими субъектами и процессами, формами и свойствами существования материи, значимыми для жизни человека и человеческого сообщества, основанное на совершенствуемых технологиях, господство информации в различных сферах человеческого бытия. Информационная логистика* — процесс планирования, управления и контроля потока сообщений, данных, знаний, сведений, передаваемых с помощью специальных средств связи от места возникновения этого потока до места его потребления с целью снятия незнания, неопределенности, удовлетворения запросов интеллектуальных компонентов, обеспечения интегративной, аналитико-синтетической, последовательной и творческой мыслительной деятельности интеллектуальной системы. И. Л. — может быть феноменом в нейрофизиологии и концепцией в человеческой деятельности, базирующейся на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов, оптимизации процессов информирования, минимизации общих затрат. Информационная операция** — минимальное количество (квант) информационного события (любого сообщения, сведения о чем-либо, осведомления, познания), хранимое на всевозможных материальных носителях, воспринимаемое, производимое и передаваемое, с помощью различных специальных средств связи и сигналов (знаков, кодов, алгоритмов, символов—образов), несущих смысловую нагрузку и обозначающих содержания, полученные в процессе приспособления интеллектуальной системы к внешнему миру. Информационное параметрическое управление (в интеллектуальной системе)* — синергетическое (совместное) управление процессами, связанными с информацией, с участием сообщества компонентов интеллектуальной системы с элементами «самоусложнения» - интеллектуализации, при активном целенаправленном отражении объективной реальности. Может иметь место в высшей нервной деятельности при явлениях абстрактного, синтетического, творческого, эвристического мышления, а также при деятельности интеллектуальной системы человечества. Информационная реактивность* — свойство организма отвечать изменением жизнедеятельности на информационные воздействия. Информационная революция* [фр. revolution] — резкое, скачкообразное изменение количества и качества сообщений, данных, знаний, осведомлении о положении дел, сведений, передаваемых с помощью специальных средств связи (И. Р. второй половины XX века). Информационная резистентность* — устойчивость организма к действию информационных факторов. Информационная среда общества — совокупность информационных ресурсов, системы формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры (вариант термина предложен И.Н.Панариным, 1998). Информационная экология* — наука, изучающая закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, человеческих сообществ и человечества в целом, на здоровье, как состояние психического, физического и социального благополучия, разрабатывающая мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Информационный экоцид* — уничтожение, разрушение традиционно сложившейся информации и ее носителей (сведений, сообщений, символов, сигналов, обозначений, изображений, образов, знаков, систем знаний). Информационный экоцид может быть:
Информация** [лат. informare — изображать, составлять понятие о чем-либо] — это любое сообщение, совокупность каких-либо данных, знаний, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые с помощью специальных средств связи: знаков, кодов, символов — образов, несущих смысловую нагрузку; обозначение содержания (сигналов), полученного в процессе нашего приспособления к внешнему миру и приспосабливания к нему наших чувств. Инфосфера* — единое, организованное как целое в самом человеке, в группе людей, в человеческом сообществе, на отдельно взятой территории, или на всей Земле, структурированное информационное пространство с быстрым, надежным, гармоничным, всесторонним информационным обменом. Итерация [лат. iteratio — повторение] — неоднократно повторяющееся образование новой функции из данной функции. Итерация интеллектуальная* — повторяющееся образование интеллектуальной функции как горизонтально, в едином по размерам материальном ряду (интеллекты людей), так и вертикальный перенос повторения интеллектуальной функции на более высокий в иерархии материи размерный ряд (нейрон — мозг — человечество). Когерентность интеллектуальная* [лат. cohaerentia — сплоченность, сцепление, связь] — способность к явлению функций и феноменов нового свойства, благодаря согласованному синхронизированному взаимодействию, коллективному поведению компонентов интеллектуальной системы (микроуровень) и интеллектуальной системы в целом (макроуровень). Код информационного поведения* — сборник условных кратких обозначений и названий для оперативного информационного реагирования (в случаях дефицита времени в экстремальных, кризисных, конфликтных ситуациях). Кодекс информационного поведения* — система сводов законов, правил для руководства в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Комплиментарность — положительная (отрицательная) — ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих» (термин предложен Л. Н. Гумилевым, 1979). Космос [гр. cosmos] — вселенная как целое. Критическое количество интеллектуальных компонентов — количество ин-телкомпонетов (n ≥ 109), при достижении которого может наблюдаться феномен ноореволюции — перехода количественной развертки информационной системы в качественно новую автономно-интеллектуальную, разумную систему, способную к полноценным синергетическим актам ее компонентов и распространению интеллектуальной энергии во внешнюю среду. Медицина [латинское medicina, от medicus — врачебный, лечебный, mede-or — лечу, исцеляю] — система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Менеджмент интеллектуальный* (интеллектуальный менеджмент, менеджмент интеллектуальных систем и подсистем макросоциума: нано-, микро-, милли-) — системный подход в менеджменте (управлении), особенности которого заключаются в реализации присущих для интелсистем характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, диссипативности, наследственности и памяти, когерентности, двухполяр-ной асимметрии, синергичности). Модели интеллектуальных систем: а) морфо-физиологические модели — увеличенное и уменьшенное описание интеллектуальной системы, ее части или отдельного компонента (морфологическая карта или функциональная миникопия); б) аналоговые модели — представляют интеллектуальную систему, ее часть или отдельный компонент аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой (графики эволюции численности нейронов в головном мозге и численности человечества; организационные схемы взаимодействия нейронов или людей; коды, алгоритмы, кодексы информационного поведения); в) математические модели — используются как символы для описания свойств или характеристик объекта или события (E=IaS — формула интеллектуальной энергии). Морфогенез — развитие органов в онтогенезе (термин предложен А. Н. Се-верцевым). Мотивация принадлежности интеллектуальной системе* (или интеллектуальной элите) — побуждение, возникающее в связи с потребностью в восприятии, анализе и отражении информации, информационным инстинктом, интеллектуальной рефлексией, структурно-функциональными ноогенетиче-скими закономерностями развития интеллектуальных систем, эволюцион-но-закрепленной доминантой интеллектуальных систем и их подсистем. Наследственность — свойство обеспечивать в ряде поколений преемственность одинаковых признаков структурно-функциональной организации биосистем Наследственность (долгосрочная память) интеллектуальных систем* — полученные, приобретенные в течение жизни (компонента интеллектуальной системы) новые качества (информация, знания на всевозможных носителях), с целью упрочения их полезности, которые наследуются частью или всем сообществом (интеллектуальной системы). Нейронная теория — теория строения и функций нервной системы (основатели С. Р. Кахаля, Ч. Шеррингтон). «Новый апокалипсис»** [гр. apokalypsis — раскрытие, откровение, пророчество] — прогноз, основанный на современных знаниях о мире, идеология (в противовес эсхатологии [гр. eshatos — последний + logos — наука] религиозном учении, предрекающем «конец света») система руководящих идей на длительное время в научном мировоззрении индивидуума и человечества, заключающаяся в утверждении прогностической эволюционной развертки интеллектуального в пространстве и времени (методом «интеллектуальной итерации» и функции «фрактальной геометрии интеллектуальных структур»): от интелсистемы 1-го уровня (мозга человека), через 2-ой уровень (планетарной интелсистемы человечества), к интелсистеме 3-го уровня (интелсистема Галактики или Вселенной). Ноовитапролонгирование* (интелвитапролонгирование*, витапролон-гирование*) [гр. noos, лат. intellectus — разум, vita — жизнь, pro — вперед, longus — длинный, долгий] — разумное продление жизни; феномен более продолжительной жизни человека по сравнению с животными аналогичных размеров; совокупность информационно-интеллектуальных процессов, благодаря активному отражению способствующих благополучному приспособлению человека к условиям объективной реальности и, как следствие, — адаптированному продлению его жизни; система медико-обоснованных рекомендаций (рецептов) по качественному и количественному производству, хранению и восприятию информации, организации информационных процессов, с целью продления жизни индивидуума в социуме и средне-статистической продолжительности жизни людей, — «ноовитатерапия»* — «разумом жизнь лечить».Ноогенез** [гр. noos — разум; genesis — зарождение, происхождение] — процесс развертки в пространстве и развития во времени (эволюции) интеллектуальных систем (интеллектуальной материи). Ноогенез представляет собой совокупность закономерных, взаимосвязанных, характеризующихся определенной временной последовательностью структурных и функциональных преобразований всей иерархии и совокупности вза имодействующих между собой относительно элементарных структур и процессов, начиная от формирования и обособления разумной системы до современности (филогенез нервных систем организмов; эволюция человечества, как автономной интеллектуальной системы) или смерти (в ходе онтогенеза мозга человека). Ноогенетика* [rp.noos — разум; geneticos — относящийся к происхождению] — раздел знаний, изучающий закономерности наследования интеллектуальных систем и составляющих их компонентов. Ноогенетическая парадигма* [гр. paradeigma — пример, образец] — при-мер(ы) или образец закономерностей развития интеллектуальных систем для приложения, экстраполяции в сферы различных наук или разработки адаптированных социально-гуманитарных практических рекомендаций в медицине, социологии и других сферах человеческой деятельности. Ноогония* [rp.gone, gonos — (по-)рождение] — система знаний о происхождении разума. Ноогонокинез* [rp.gone, gonos — (по-)рождение; rp.kinema (kinematos) — движение] — идея размножения интеллектуальных систем во времени и распространения в пространстве (в ходе эволюции распространение интеллектуальной системы мозга человека на земле, распространение интеллектуальных систем аналогичных человечеству на другие планеты, в космосе). Ноология* (интеллектология) — наука о теории и опытах интеллектов, ноогенезе, экологии интеллектуальных систем, информационной гигиене. Ноометрия* [rp.noos — разум, мысль + metreo — измерять] — раздел науки о мерах, размерах и количественных измерениях структурно-функциональных параметров информационно-интеллектуальных систем (в отличии от биометрии [rp.bios — жизнь] и геометрии [rp.ge — земля]) Ноосфера [греч. sphaira — шар] — сфера ведущего значения разума на Земле (термин предложен В. И Вернадским). Ноосфера — высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития. Ноосфера включает: антропосферу; техносферу; измененную человеком живую и неживую природу, социосферу. Онтогенез [гр. on, ontos — сущее] — процесс индивидуального развития организма, представляющий собой совокупность закономерных, взаимосвязанных, характеризующихся определенной временной последовательностью морфологических, физиологических и метаболических преобразований от момента его обособления как индивидуальности до смерти или прекращения существования в прежнем качестве (напр., в результате деления одноклеточного организма) (термин предложен Э.Геккелем, 1866). Пассионарность — избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению; эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорной цели (термин предложен Л. Н. Гумилевым, 1979). Пирамида интеллектуальной биомассы* — порядковое отношение биомассы интеллектуальной системы, к массе биосистемы, к употребляемой биосистемой в ходе жизни биомассе; равно приблизительно 1:50:10000. Предтеча — лицо или событие, подготовившее условия для деятельности других, для появления чего-нибудь другого. Психология ноогенеза* [греч. psyche — душа + logos —учение] — раздел науки, изучающий законы развития и функционирования психического отражения объективной действительности развертывающимися в пространстве и во времени интеллектуальными системами. Разум — см. интеллект. Рефлексия (рефлекс) интеллектуальная (интеллектуальных систем)* [лат. reflexus — повернутый назад, отраженный] — возникновение, изменение или прекращение функциональной активности интеллектуальной системы в ответ на поступившую информацию, с реализацией функции целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания, активного отражения объективной реальности, логического и творческого мышления. Рефлекторная теория — теория поведения, рассматривающая его, как деятельность организма, возникающую в ответ на воздействие стимулов из внешнего мира или внутренней среды (основы заложены Р. Декартом, вклад внесли И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. ухтомский). Рецепты информационные* [лат. receptio — принятие; receptum — полученное] — медико-обоснованные предписания (врача) по производству, хранению, восприятию информации благоприятно воздействующей на здоровье. Рецепты информационного продления жизни* — медико-обоснованные рекомендации по качественному и количественному, производству, хранению и восприятию информации, организации информационных процессов, с целью продления жизни индивидуума в социуме и средне-статистической продолжительности жизни людей. Синергетика — совместное действие (термин предложен Г. Хакеном, 1978), процессы, возникающие в результате действия нескольких факторов, не сводящихся к простой суперпозиции, с неожиданными эффектами «взрывного» характера, когда новое качество возникает скачкообразно при плавном изменении внешних и внутренних условий. Синергетика интеллектуальная* — процесс интегративной аналитико-синтетической (эвристической, интуитивной, творческой, логической, абстрактной, идеальной) деятельности-мышления интеллектуальной системы (с неожиданными эффектами «взрывного» характера, когда новое качество возникает скачкообразно при плавном изменении внешних и внутренних условий), возникающей в результате сочетанного взаимодействия ее составляющих элементарных структур и процессов в ходе целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания, активного отражения объективной реальности (не сводимый к простой суперпозиции информационных функций интеллектуальных компонентов). Синергия, синергизм [греч. sinergeia] — содружественное (совместное) действие нескольких агентов (действующих причин, лиц, групп, вызывающих те или иные явления в природе, окружающей среде) в одном и том же направлении. Система — совокупность взаимодействующих между собой относительно элементарных структур или процессов, объединенных в целое выполнением некоторой общей функции, несводимой к функции ее компонентов. Система интеллектуальная — см. интеллектуальная система. Система когнитивная — это система, организация которой определяет область взаимодействий, где она может действовать значимо для поддержания самой себя, а процесс познания — это актуальное (индуктивное) действование или поведение в этой области. Живые системы — это когнитивные системы, а жизнь как процесс представляет собой процесс познания (термин и трактовка предложены У.Матурано, 1996). Системогенез — избирательное развитие в эмбриогенезе различных по функции и локализации структурных образований, которые, объединяясь, образуют функциональные системы, обеспечивающие жизненно важные проявления развивающегося организма (термин предложен П. К. Анохиным). Социология — наука об общих закономерностях развития общества; теория, методы изучения какой-либо отдельной стороны общественной жизни (термин предложен О. Контом, годы жизни 1798—1857). Социология ноогенеза* — раздел науки о закономерностях развития общества, в котором используются теория и методы, примеры или образцы закономерностей развития интеллектуальных систем для изучения какой-либо отдельной стороны общественной жизни или разработки адаптированных социально-гуманитарных практических рекомендаций в разнообразных сферах человеческой деятельности. Теория интеллекта* (интеллектуальная теория) [rp.theoria — наблюдение, исследование] — это: а) научное объяснение закономерностей развития и формирования природных интеллектуальных систем в ходе их эволюции и интеллектуальной системы человечества в процессе истории (ноогенез); б) логическое обобщение опыта и закономерностей взаимодействия интеллектуальных систем с окружающей средой (экология интеллектуальных систем); в) система руководящих идей, закономерностей влияния информации на индивидуальное и общественное здоровье и разработки практических мероприятий по оздоровлению информационной среды (информационная гигиена), которые дают понимание объективной действительности информационного взаимодействия внутри разумных систем (энергия интеллектуальная) и процессов активного отражения реальности в ходе познавательной и мыслительной деятельности и могут предопределять перспективные цели деятельности интеллектуальных систем (индивидуума и глобального макросоциума человечества). Тренды ноогенеза* (англ.trend — направление, тенденция) — статистические показатели, выражающие (математически, алгебраически) общие тенденции временных рядов количественных величин и характеристик интеллектуальных систем (в ходе эволюции, формирования и функционирования). Унификация целей Конституций* — перспективное предложение государствам единообразного изменения целей в их Конституциях в соответствии с потребностью единой человеческой популяции как автономной системы. Фармакология ноотропная (ноотропная фармакология) [гр. pharmacon — лекарство + logos — учение; noos — разум + tropos — направление] — раздел науки о действии на биологическую составляющую интеллектуальных систем химических соединений, лекарственных средств, улучшающих интеллектуальные процессы. Феноптоз — программируемая смерть организма при массовом апоптозе (термин предложен В. П. Скулачевым, 1999). Феноптоз информационный* — информационно-обусловленная, программируемая, зависящая от качества и количества, производимой, распространяемой, хранимой, воспринимаемой информации смерть человека. Феномен [гр. phainomenon] — явление. Физика интеллектуальных систем* [гр. physike < physis — природа] — раздел науки о наиболее общих закономерностях, свойствах и строении неживой (небиологической) составляющей интеллектуальной материи и основных формах ее движения или изменения. Физика и физиология ноогенеза* (возрастная физика и физиология интеллектуальных систем) — раздел системы знаний о морфологических и функциональных свойствах интеллектуальных систем на разных стадиях роста и развития. Физиология интеллектуальных систем* [гр. physis — природа + logos — учение] — раздел науки о закономерностях функционирования живой (биологической) составляющий интеллектуальных систем и их подсистем Филогенез [гр. phylon — племя, род, вид] — процесс исторического развития признаков организмов или систематических групп (таксонов) от их возникновения до современности, т. е. история процесса эволюции (термин предложен Е.Геккелем, 1866). Философия ноогенеза* [гр. phileo — люблю + sophia — мудрость] — система знаний о наиболее общих законах мышления и развития интеллектуальных систем в природе (органической и неорганической материи — носительницы разума, во всей иерархии ее размеров, многообразии форм проявления и движения) и человеческом обществе. Фотопериодизм интеллектуальный* [гр.phos (photos) — свет] — биологический адаптивный ритм изменения активности интеллектуальных систем, связанного с околосуточным (циркадным, циркадианным) изменением освещения Солнцем Земли. Фрактал — структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому (термин предложен Б.Мандельбротом, 1975). Фрактальная геометрия интеллектуальных структур* — раздел метрической системы знаний, изучающий размеры и формы интеллектуальных структур, состоящих из частей (фракталов) (нейрон, мозг человека), которые в каком-то смысле подобны целому (мозгу человека, интелсистеме человечества), обладающих свойством самоподобия, когда малый фрагмент структуры объекта в некотором подобен другим фрагментам и структуре в целом, и образующихся методом итерации — неоднократно повторяющемся образованием новой функции из данной функции. Экология — наука о закономерностях формирования и функционирования биологических систем и их взаимоотношений с окружающей средой (термин предложен Э.Геккелем, 1866). Экология интеллектуальных систем* — раздел науки о закономерностях развития и формирования (ноогенезе) интеллектуальных систем их функционирования и взаимоотношений с окружающей средой. Экология информационная (информационная экология)* — раздел науки, изучающий закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, человеческих сообществ и человечества в целом, на индивидуальные и общественные взаимоотношения с окружающей информационной средой, а также межличностные и межгрупповые информационные взаимодействия. Экстероцепция [лат. exter — наружный, внешний + reception — принятие, прием] — процесс восприятия и переработки организмом раздражений, поступающих из окружающей среды; осуществляется специализированными чувствительными образованиями — экстероцепторами. С помощью экстероцепторов воспринимаются световые, звуковые, тактильные, термические, вкусовые и обонятельные раздражения. Эмоции** — субъективные состояния человека и высших животных, проявляющиеся в виде переживаний, мотиваций, эфферентных импульсаций и пр., возникающие при афферентном синтезе экстеро и интероцепции, при котором происходит оценка индивидуумом самоотражения (потребностей) и отражения окружающей информационной среды (вероятностей их удовлетворения), на основе личностных психологических характеристик, обусловленных генотипом и воспитанием и с участием аппарата памяти. Энергия [греч. energeia — деятельность] — общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи; способность какого-либо тела, вещества производить какую-либо работу или быть источником той силы, которая может производить работу; деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели; сила проявления, интенсивность чего-либо. Энергия интеллектуальная* — количественная мера интенсивности взаимодействия компонентов интеллектуальной материи; способность интеллектуальной системы производить разумную деятельность, мыслительную работу или быть источником интеллектуальной силы (воли), которая может производить работу; деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели. Энергия интеллектуальная (Е), которой обладает и которую затрачивает интеллектуальная система, находится в зависимости и характеризуется количеством информации (I), проводимой с ускорением (а) по коммуникационному пути (S) между определенным количеством интеллектуальных компонентов. Или, выражаясь проще: Е = I • а • S. Энтропия [гр. en в + trope — поворот, превращение] — физическая характеристика, заключающаяся в обесценивании энергии, переходе всех видов энергий в другую (тепловую) и равномерном распределении последней между всеми телами природы. Энтропия интеллектуальная* — переход специфической энергии взаимодействия между компонентами интеллектуальной системы в другую (тепловую) с потерей части потенциальной интеллектуальной энергии системы. Эпидемиология информационно-зависимых заболеваний* (гр.epidemos — распространенный среди народа) — раздел медицинской науки, изучающий закономерности распространения в человеческом обществе болезней, фактором риска возникновения которых является информация, и разрабатывающая меры борьбы с этими болезнями человека и сообществ. Этногенез — весь процесс от момента возникновения до исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пасси-онарности (термин предложен Л. Н. Гумилевым, 1979). Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности (вариант понятия предложен Л. Н. Гумилевым, 1979). Этносфера — земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов земли (термин предложен Л. Н. Гумилевым, 1979). Этноценоз — биогеоценоз, в пределах которого происходит развитие данного этноса, опосредованное процессом его адаптации (термин предложен Л. Н. Гумилевым, 1979). Эффект «Вавилонской башни» — отсутствие взаимопонимания между людьми при необходимости реализации общего дела. Australopitecus — южная обезьяна — 4-7 млн лет назад, ходила вертикально, использовала кости и камни в качестве инструментов, обладала признаками общими с гориллами и шимпанзе. Homo erectus — прямоходящий человек — 1,9 млн лет назад, использовал каменные орудия при изготовлении разных инструментов, пользовался огнем при приготовлении пищи, вероятно, эволюционировал в Африке и Юго-Восточной Азии, затем двинулся на север — в Европу и Северную Азию. Homo ergaster — трудящийся человек — 1,9 млн лет назад. Homo habilis — человек умелый — 2,6 млн лет назад, ходил вертикально и использовал каменные орудия. Homo neandertalensis — «человек из Неандерталя» — 350 тыс. лет назад, ходил на двух ногах, изготавливал орудия и пользовался огнем, имел свои ритуалы — захоронение умерших. Homo sapiens — человек разумный — 100 (40—200) тыс. лет назад, общественное (социальное) существо способное как производить и использовать орудия труда, так и изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. Homo sinergiosus* — человек совместно действующий — возможно XIX— XXII вв., самостоятельное существо, одновременно являющееся компонентом (составной частью) нано-, микро-, миллисоциумов и человечества в целом, как глобальной автономной интеллектуальной системы с ее развитой информационной сетью и способностями к синергетическим, анали-тико-синтетическим актам, принятию решений и действиям, кардинально влияющим на освоение окружающей среды и изменяющим человеческую цивилизацию планеты. |
Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты | . |
R.W.S. Media Group © 2002-2018 Все права защищены и принадлежат их законным владельцам.
При использовании (полном или частичном) любых материалов сайта - ссылка на gumfak.ru обязательна. Контент регулярно отслеживается. При создании сайта часть материала взята из открытых источников, а также прислана посетителями сайта. В случае, если какие-либо материалы использованы без разрешения автора, просьба сообщить.