ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Ответы к билетам по философии



назад в содержание

57. Феноменология. Гуссарль. Идеи, философия, понятия.

Феноменэто в переводе с греческого то, что является. В на­шем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен–это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Фе­номенология–это учение о сознании, о феноменах и их смыс­лах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стра­не. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает действи­тельно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впе­чатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обед­ненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это про­исходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо по­нимаем само сознание. Забвение жизненного мира–это резуль­тат плохого философствования. Феноменология как раз и стре­мится восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не об­ращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненного знания, не только не избегает кризисных явлений, а наобо­рот, плодит их(бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать заб­вения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.

феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово­лен жестким(как, например, у Канта) противопоставлением субъ­екта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта(что приводит к субъективизму), либо объ­екта(что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется исклю­чительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пас­сивное отражение реальности, а между тем оно активно. Правиль­ная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъ­ект и объект даны в их соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начина­ется. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скоб­ки», воздержаться от поспешных суждений о нем(такое воздер­жание со времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут», сведен(редуцирован) к явле­ниям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегичес­ком смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е. на­правлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменоло­гический метод на конкретном примере. Как воспринять и ос­мыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэто­му синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схватывание» одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

Но как составить себе идею(по Гуссерлю, эйдос) о яблоне во­обще? Кстати Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эй­дос–это идея, не потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свой­ства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигает­ся эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без ка­кого-либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике пе­реживаний соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на не­что, это бедные знаки. И есть высказывания - подлинные, полно­весные знаки, в которых человек выражает свое отношение к происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и преумножить полноту бы­тия, которая реализуется в динамике созерцаний, пережива­ний, их смыслов(эйдосов), высказываний. Но благодаря чему уда­ется совершить переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком высказывании содержится больше того, на что ука­зывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предме­та–стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом», «лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Че­ловек образует смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в созерца­ниях.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается предмету, что и означает со­хранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень пока­зательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую ди­алектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыслоемки.

Ценность–это значимость предмета для человека. Ценность связывает субъект и объект. Применительно к этике это показал немец М. Шелер, а приме­нительно к эстетике француз М.Дюфренн. Для них обоих цен­ность есть феноменологическая интерпретация. Интерпрета­ция, которая направлена против всякого формализма, главенст­вует, как считал Гуссерль, в современных науках и соответствен­но в технике. Он мечтал о том, чтобы наука, техника, этика, пра­во, другие области общественной жизни понимались феномено­логически. Нужно отдать должное феноменологам, они детальнее других анализируют жизнь сознания.

Основные положения феноменологии:.

• Начиная философствование, на время анализа самого созна­ния абстрагируйтесь от внешнего мира, «заключите его в скоб­ки».

• Обогатите материал созерцания своим воображением(пред­ставьте себе то, что вы анализируете так и эдак).

• Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте выска­зыванием.

• На основе полученных эйдосов и высказываний интерпре­тируйте содержание предмета анализа. • Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.