| Разделы сайта:   
    
 | А.А. Фет  - 
  Письма - Л. И. Толстому   -12 апреля 1877 г.Московско-Курской ж. д.
 Полустанция Еропкино.
 
 
 
 Как досадно, дорогой граф, что самые дорогие для меня мои письма к Вам
 - не доходят. Когда хочется быть понятым - а тут осечка. Не хочу, вне всякой
 нелепой скромности, равняться с Вами. Но, мне кажется, самое дорогое для нас
 - наша искренность и серьезность. Наше убеждение - действительно убеждение,
 наша вера - действительная вера, которая все проникает, а не сидит в доме на
 чердаке, как заблудшая чужая кошка.
 Прочел мартовскую "Каренину" {1}. Не говорю о мастерстве подробностей -
 руки болтаются, ламповое стекло чистит, портрет и высота красоты,
 _прекрасно_ влюбился в Каренину и _нехорошо_, и жена резко ударяет на все
 это.
 Но какая художницкая дерзость - описание родов. Ведь этого никто от
 сотворения мира не делал и не сделает. Дураки закричат об реализме Флобера,
 а тут все идеально. Я так и подпрыгнул, когда дочитал до Двух дыр в мир
 духовный, в нирвану. Эти два видимых и вечно таинственных окна: рождение и
 смерть. Но куда им до этого! Они даже в течение тысячелетий не сумели
 разобрать, что такое реально в искусстве и что идеально. Но что идеальней
 мадонны дрезденской или милосской? Но представьте, чтобы явилась где-либо
 точь-в-точь та или другая девушка. Какому художнику была бы она нужна? Да и
 возможно ли живому быть такому? Художники увековечили момент красоты,
 окаменили миг. А разве можно задержать вне времени живущее во времени? Очень
 возможно и натурально, что Див, побежденный Пери, принес упрямую китайскую
 царевну на постель упрямого царского сына, который надел свое кольцо ей на
 палец. Но невозможно, чтобы Каренина вышла замуж за Вронского и
 благодушествовала, а Кити привела бы сама любовницу своему мужу.
 Что Вы в "Войне и мире" некстати говорили о свободе воли - я согласен.
 Но что все эти дураки ничего не поняли из Ваших глубоких и тяжеловесных
 слов, то это только доказывает их повальную и безнадежную тупость. Там, где
 в основу миросозерцания не положена _гранитная скала_ необходимости, там
 один бедлам. Там адвокаты, прокуроры, международное право, с одной стороны,
 и право человека, с другой. Если есть у того красного куска мяса, на который
 гадливо посматривает Левин, права, то и у Вашего сына право на его, то есть
 Вашу, десятину или корову, а если у Вашего сына нет этих прав, то и у
 другого коллективно куска мяса их нет. Какие могут быть права у того, кто,
 если ему насильно не всунут сосца в рот, в первый же день уйдет, откуда
 пришел, - безапелляционно. Тут царство благодати, а не царство права. Под
 какие международные права подведет Комаровский теперешний
 турецко-европейский менуэт? Вот кабы русачки взяли Вену, Дарданеллы да
 Царьград, вот бы и были права, и историки бы доказали, как 2X2, что иначе не
 могло быть, а если мы чего не досчитаемся, то Аксаков нам не поможет {2}.
 Сегодня доламывают, то есть домазывают овес. Погода ужасная, но,
 кажется, идет к лучшему. Вчера Оля слышала вечером робкое рокотанье соловья.
 А я, бедняга, выжидаю 13-го, то есть завтрашнего дня, а 14-го поеду с женой
 в Москву к доктору Новацкому. Когда получите эти строки, мы вдвоем будем,
 вероятно, в Лоскутной гостинице. Если будете писать, пишите в контору Петра
 Боткина и сыновей. Шеншину.
 <...>
 До какой детской степени мило Ваше помилуй, _прости_, помоги {3}.
 Сейчас возникает образ мстящего и мстительного существа. Да и как иначе
 смотреть из мира явлений, где Вас с колыбели травят до могилы.
 Будьте здоровы, дорогой граф, и старайтесь наслаждаться сознанием
 отсутствия боли. Всякое благо - только отсутствие зла.
 На одной из древнейших гробниц египетских меня поразила надпись: "Я
 никого не обидел, я сострадал несчастным, я... и т. д. я чист, я чист, я
 чист". Точно голос с того света. Не правда ли?
 Что-то станется с моей мечтой побывать у вас в Ясной 12-го мая? Наш
 общий и глубокий поклон графине. Крепко и дружески жму заочно Вашу руку.
 
 А. Шеншин.
 |  |