Разделы сайта:
|
А.А. Фет -
Письма - А. Л. Бржеской - 17 июля 1879 г.Будановка.
Спасибо, дорогой граф, за вчерашнее письмо. Сердечно ему обрадовался. А
то я уже было и нос на квинту опустил и сочинил следующий аполог: один
соколиный охотник радовался и хвастал, что отлично видит и что бог послал
ему такого сокола, который с каждым днем взмывает все выше и выше; до того
высоко, что другие уже и не видят его кругов, а только видят, как голуби
начинают падать с поднебесья. А мне все видно, - говорил охотник, - как он
высоко ни заберет, иной раз там и промахнется, да бог с ним, зато высоко,
так высоко, что только дух радуется. Но сокол забирал, забирал каждый день
выше и однажды ушел в такую высь, что и опытный глаз сокольничего не мог за
ним уследить. Так и ушел от него сокол. Тут-то охотник подумал: "Хорошо
летать высоко, да надо же и на землю спускаться. При чем же я теперь
остался?"
Повторить, что мы со Страховым ценим, дорожим Вашими с женой личностями
вследствие их несравненной красоты, считаю ненужным плеоназмом {1}. Не
говоря уже о том, что любить от нас не зависит. Одно люблю, другое нет. А
что любишь, боишься потерять, а писать, то есть соваться со своими мыслями к
человеку, который от себя гнет и парит, переломит - не тужит, не совсем
благоразумно. Конечно, никто зрячий не станет отвергать мира _идей_
(идеального), но как же не физически слепому отвергать мир явлений? Правда,
можно с Платоном сказать, что это и есть и в то же время, как преходящее,
_не есть_. Но для кого, для чистого субъекта созерцания, а не для субъекта
Ивана Ивановича, который сам преходящий. Созерцательный субъект не пьет, не
ест, - и - прав.
Иван Иванович не созерцает идеи - и совершенно прав. Еще более Иван
Иванович будет паинька, если, познав идею, он станет к ней прилагать свои
действия, насколько это возможно, по законам причинности, господствующей в
его реальном мире. Но не далее. Как скоро он закричит "fiat justitia et
pereat mundus" {да свершится справедливость, да погибнет мир (лат.).}, все
захохочут.
Потому, что уничтожить мир не во власти Ивана Ивановича, а только его
justitia из suramum jus {высшего права (лат.).} превратится в summa injuria
{высшее бесправие (лат.).}.
Отрицать реальную жизнь можно лишь в идее, а на деле вместе с Симеоном
Столпником можно ее отрицать семь дней, а затем смерть прекратит отрицание.
Надо, чтобы на столб чужой труд подал пить и есть. Но Симеон, сходящий со
столба, чтобы жениться на красавице и произведения детей, утверждать
(bejahen) мир явлений в самом ярком его утверждении contradictio in adjecto
{противоречия в определении (лат.).}.
Но мир явлений есть мир борьбы за существование и человеческая самая
ожесточенная борьба. Земля-кормилица скупа, как жид. "В поте лица твоего
снеси хлеб твой", - сказано на пороге потерянного рая {2}, где ничего не
делали, а только созерцали идеал.
Непонимание этого краеугольного закона и есть наша общая человеческая,
а тем паче русская беда. Никак никого не уверить, что как ни верти, а
провезти копну за версту нужен тот же труд при Соломоне и при Александре, и
как ни тасуй, ни группируй, необходимо известное количество труда для
прокормления известного количества людей, и чем более людей уйдут в
фельдшера, астрономы, философы и т. д., тем трудней будет питание в
ненаселенной земле.
Но наше quasi-светское воспитание с молоком матери внушило нам, что
жизнь реальная нисколько не труд и напасть, а дивертисмент с разными
перипетиями и сюрпризами. Мальчик или девочка бросает свою постель, стакан,
книжку и говорит: "Это все приберут (он), а я, мамаша, надену сегодня новое
платье и поеду кататься непременно на красных колесах". Очевидно, что такой
человек учится не для знания или умения, а для места, которое получает не
для добросовестного дела и труда, а напротив, чтобы, ничего не делая, только
не попадаться, да получать побольше жалованья (какая приятная вещь!) на
красные колеса. Но ведь твоего труда едва хватает на хлеб, твоего жалованья
тоже по созданной тобою обстановке.
Э! Ничего: выпью, повеселюсь, прокачусь на красных колесах - скажут
молодец! Жизнь коротка! Да ведь еще хуже будет. Ну что ж! На такое ну что же
- отвечать нечего. Так не жалуйся! Очень трудно. С другой стороны, можно ли
сказать про графиню, что она не любит и вследствие этого не трудится. Один
уход за больными детьми - да это подвиг, за который кресты дают.
Можно ли, не любя труд, для труда писать "Казаки", "Войну и мир", "Анну
Каренину"? За жалованье этого не напишешь. Простите за мои мысли вслух. Но я
сужу по себе, труд сельского хозяина стал окончательно мне не по силам. А
ведь я принуждал себя заниматься им двадцать лет, и, право, уже все кости
болят. Надо бы ожидать, что после таких трудов и забот станет легче. Не
тут-то было при нашей невозможной обстановке - все хуже и хуже. В нынешнем
году и на Грайворонке и в Воробьевке чуть не равняется нулю, и с тем не могу
управиться. Вот две недели убираю 1870 копен ржи и не свозил половины, а
надо возить два дня, даст 4 1/2 меры, и как прокормить скот зимой, не ведаю.
В Москву собираюсь, да все нет развязки с Мовчаном. Полагаю, что и
Страхов прижался из опасения попасть с письмом к Вам не в добрый час. Его
адрес: Полтавской губернии г. Кременчуг в реальное училище.
Здоровье мое все хромает, несмотря на довольно строгую диету. Это не
жить, а держать жизнь за хвост. Забыл прибавить, что отвращение к труду
возводится у нас в религиозный культ, и люди бьются о распространении этой
веры в народе, уверяя их, что найдут такую комбинацию, при которой все будут
танцевать с прелестными девами и пить сколько угодно и никто не будет стоять
у вонючего квасильного чана на винном заводе. Вот почему так яростно им
хочется грамотности. Надо прежде искусственно извратить мозги, а потом уже
говорить что попало.
Вчера пьяный машинист расковеркал машину, и я скачу в Орел на старости
лет. За это жалованье больше платят, а я сам плати.
Земно кланяемся всем вам.
18 июля.
Ваш А. Шеншин.
|
|