ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Биография Книппер-Чеховой Ольги Леонардовны


Книппер-Чехова Ольга ЛеонардовнаОльга Леонардовна Книппер-Чехова [9(21).9.1868, Глазов - 22.3.1959, Москва], русская актриса, народная артистка СССР (1937). Жена Антона Павловича Чехова. Родилась в семье инженера. По окончании драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (1898, класс В. И. Немировича-Данченко) была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра.

В первом спектакле МХТ "Царь Федор Иоаннович" Алексея Толстого исполнила роль царицы Ирины. При неповторимой индивидуальности своей артистической манеры Книппер-Чехова была художником чрезвычайно широкого диапазона. Ей были доступны и тончайший лиризм, и глубокая затаенная страстность, и зорко подмеченная характерность, способность к почти эксцентрической остроте рисунка.

Первые встречи Ольги Леонардовны с Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович» (9, 11 и 14 сентября 1898). После этих встреч Чехов писал: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Ольга Леонардовна вспоминала о этих встречах: «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни». Чехов не смог увидеть триумф постановки «Чайки» в Художественном театре, но все, кто писал ему в Ялту об этом, замечали о роли Аркадиной — роли, которую исполняла Книппер. С лета 1899 года между ними началась переписка, продолжавшиеся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более 400 писем от Книппер к Чехову. Переписка отражает последние годы жизни писателя.

25 мая (7 июня) 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Брак продолжался до смерти Чехова 2 (15) июля 1904 г.

Книппер-Чехова первая воплотила на сцене образы чеховских женщин. Она сыграла "обворожительную пошлячку" (определение Немировича-Данченко) Аркадину ("Чайка", 1898), душевно-пассивную Елену Андреевну ("Дядя Ваня", 1899), прекрасную в своей безоглядной любви Машу ("Три сестры", 1901), создала лирико-комедийный образ Раневской ("Вишнёвый сад") и трагический - Сарры ("Иванов"; обе роли в 1901 году). Полнокровным жизнелюбием, духом бунтарства, душевной силой были проникнуты роли Елены ("Мещане" Горького, 1902), Анны Маар ("Одинокие" Гауптмана, 1899), Майи ("Когда мы, мёртвые, пробуждаемся" Ибсена, 1900) и др. Социально выразителен, богат переходами от комедийности к проникновенному драматизму образ Насти ("На дне" Горького, 1902). В числе ролей Книппер-Чеховой в комедийном классическом репертуаре - Графиня-внучка ("Горе от ума" Грибоедова, 1906), Анна Андреевна ("Ревизор" Гоголя, 1908), Белина ("Мнимый больной" Мольера, 1913); с особенным изяществом Книппер-Чехова исполнила роль Натальи Петровны ("Месяц в деревне" Тургенева, 1909). В советское время Книппер-Чехова в сатирическом плане сыграла Марию Александровну ("Дядюшкин сон" по Достоевскому, 1929), графиню Чарскую ("Воскресение" по Льву Толстому, 1930), Полину Бардину ("Враги" Горького, 1935). Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина и 2 другими орденами.
Т. М. Родина.

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.