Разделы сайта:
|
А
П Чехов - Хорошая новость
В Московском университете с конца прошлого года
преподается студентам
декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно.
Нельзя не
порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди,
любим
поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в
совершенном
загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на
парадных
обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло,
беззвучно,
тускло, "уткнув брады", не зная куда девать руки; нам говорят
слово, а мы
в ответ - десять, потому что не умеем говорить коротко и не
знакомы с той
грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается
известный
эффект - non multum sed multa*. У нас много присяжных
поверенных,
прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их
профессий
должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений,
которые
называются "говорильнями", потому что в них по обязанностям
службы много и
долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои
мысли
ясно, коротко и просто. В обеих столицах насчитывают
всего-навсего
настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах
что-то не
слыхать. На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно
слушать и
понимать, только приспособившись к ним, на литературных вечерах
дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже
привыкла к
этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не
слушает, а
только смотрит. Ходит анекдот про некоего капитана, который
будто бы,
когда его товарища опускали в могилу, собирался прочесть длинную
речь, но
выговорил "будь здоров!", крякнул - и больше ничего не сказал.
Нечто
подобное рассказывают про почтенного В. В. Стасова, который
несколько лет
назад в Клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять
изображал из
себя молчаливую, смущенную статую; постоял на эстраде, помялся,
да с тем и
ушел, не сказав ни одного слова. А сколько анекдотов можно было
бы
рассказать про адвокатов, вызывавших своим косноязычием смех
даже у
подсудимого, про жрецов науки, которые "изводили" своих
слушателей и в
конце концов возбуждали к науке полнейшее отвращение. Мы люди
бесстрастные, скучные; в наших жилах давно уже запеклась кровь
от скуки.
Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому
нисколько не
тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем
себя одного
из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но
если не
хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить,
что во
все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В
обществе,
где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество
слова или
пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время
ораторство было
одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы
проповедник новой
религии не был в то же время и увлекательным оратором. Все
лучшие
государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие
философы,
поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами.
"Цветами"
красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство
говорить
считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся,
что наши
юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по
службе говорить
не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут
оправдываться
тем, что они "не умеют" говорить. В сущности ведь для
интеллигентного
человека дурно говорить должно бы считаться таким же
неприличием, как не
уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания -
обучение
красноречию следовало бы считать неизбежным. В этом отношении
почин
Московского университета является серьезным шагом вперед.
_______________
* немного (по количеству), но многое (по содержанию) (лат.).
|
|