Разделы сайта:
Предметы:
|
Использование фразеологических оборотов в пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». Курсовая работаСкачать | Вернуться к содержанию | Вернуться к списку рефератов Антон Павлович ЧеховЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-02). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним - Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества - идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата №6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм. * * * Семья. Учеба. Антоша ЧехонтеРодился в многодетной семье купца третьей
гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической
гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим
годам относятся первые литературные опыты Чехова - водевили,
сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в
редакции столичных юмористических журналов.
Художественные открытия ЧеховаНовый этап в творческой биографии Чехова -
«вхождение в литературу» - связан с началом его регулярного
сотрудничества в газете А. С. Суворина «Новое время» (с 1886),
где произведения Чехова впервые появились под его настоящим
именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887), выделенного
критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась
несомненная талантливость писателя, его способность немногими
штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать
поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой «Иванов»
(поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим
ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические
годы, и одновременно заложил основу поэтики нового
драматического искусства.
Поездка на СахалинВ 1890 Чехов прерывает успешно начатую
литературную работу и отправляется в длительное путешествие
через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и
ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга
«Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в
ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных
встреч, но и собранные им на острове статистические данные.
Литературная репутацияВ первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России - его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата N 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа. Новаторство драматургииОдновременно Чехов продолжает работу в
драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили
(«Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг.
Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь
перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы:
сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а
все драматические коллизии перемещались в сферу духовных
переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы
занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью
действия, напряженность которого поддерживалась «случайными»
репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также
внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей,
«посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности
создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской
драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному
воспроизведению новой драмы российские театры оказались не
готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского
театра (1896) закончилось провалом, и только постановка
Московского Художественного театра (1898) открыла публике
искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских
пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад»,
1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
Последний период творчестваВ конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии - о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно. |
Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты | . |
R.W.S. Media Group © 2002-2018 Все права защищены и принадлежат их законным владельцам.
При использовании (полном или частичном) любых материалов сайта - ссылка на gumfak.ru обязательна. Контент регулярно отслеживается. При создании сайта часть материала взята из открытых источников, а также прислана посетителями сайта. В случае, если какие-либо материалы использованы без разрешения автора, просьба сообщить.