Разделы сайта:
|
Письма Чехова к жене: "Ольга, моя собачка"
Почти все пять лет своего брака Чехов жил
вдали от жены, но их брак поддерживали 800 писем, написанных
друг другу
Писатель Антон Чехов известен всему миру своими рассказами и
пьесами о любви. В то же время самая интересная любовная история
Чехова – это не те любовные романы, которые он описывает в
книгах, а история отношений самого писателя с ведущей актрисой
МХАТа Ольгой Книппер.
Они встретились в сентябре 1898 года на чтении Чеховым его новой
пьесы "Чайка". Ему было 38 лет, ей не так давно исполнилось 30.
Он был знаменитым писателем, она – молодой известной актрисой. В
течение шести лет отношений их роли менялись: вначале это были
драматург и актриса, затем – любовники, потом – муж и жена и в
конце – инвалид и сиделка при нем до смерти Чехова в возрасте 44
лет.
В силу жизненных обстоятельств большую часть времени им
приходилось жить вдали друг от друга: Книппер играла на сцене
МХАТа, а больной туберкулезом Чехов жил в Ялте. Они проводили
время вместе летом, но даже тогда проблемы Чехова со здоровьем
сказывались на качестве их отношений. И несмотря на это, они
хранили свою любовь.
Память об их любви осталась в письмах – за эти годы писатель и
актриса отправили друг другу примерно по 400 посланий.
(Впоследствии эти письма были опубликованы на русском и
английском языках.) Переписка шла с 1899 по 1904 годы, в
исторический для театра период, когда происходило рождение МХАТа
и на его сцене ставились четыре пьесы Чехова, в каждой из
которых Ольга играла главную роль.
Переписка началась в 1899 году, после постановки "Чайки", Ольга
впервые сыграла в ней главную роль. Переписка продолжалась по
мере того, как в театре шли репетиции, а затем на сцене
ставилась пьеса Чехова "Дядя Ваня" (октябрь 1899 года), до
премьеры пьесы "Три сестры" (январь 1901 года). Вскоре после
этой премьеры они познакомились с семьями друг друга, вместе
съездили из Москвы в Ялту и стали любовниками.
Письма затрагивают такие события их жизни, как выкидыш и болезнь
Ольги Книппер в 1902 году, ее медленное выздоровление, а затем
ухудшение здоровья Чехова и его угасание в то время, когда он
писал свою последнюю пьесу – "Вишневый сад", премьера которой во
МХАТе состоялась в январе 1904 года. Переписка прекратилась в
апреле 1904-го, когда Чехов приехал в Москву и затем вместе с
Ольгой отбыл в Германию, где он умер в Баденвейлере 2 июля 1904
года.
Условия, в которых они вели свою переписку, были чрезвычайными:
актриса была загружена работой в театре, писатель болел, и они
находились очень далеко друг от друга. Она писала либо из
театра, задержавшись после спектакля, либо из квартиры,
утомленная после вечеринки, которая продолжалась всю ночь, или
сидя в вагоне поезда, возвращаясь из поездки в Ялту. Он писал из
Ялты, тоскуя в одиночестве и желая услышать новости из театра
или страдая от боли. Чехов даже не имел возможности поехать в
Москву на премьеру трех из своих четырех пьес.
Несмотря на весь драматизм отношений, они продолжали переписку,
которая давала им обоим жизненные силы. Ольга была единственной
ниточкой, которая поддерживала его связь с Москвой и театром, по
которому он так скучал. Она, со своей стороны, отчаянно пыталась
загладить вину перед умирающим мужем, с которым она не была
вместе, осознавая, что он самый знаменитый драматург России и
залог ее успеха в театре.
В письмах говорится о вещах, обычных для семейных отношений: о
здоровье друг друга, деньгах, погоде, поездках. Также есть и
детали личной жизни: Книппер ревнует Чехова к его сестре Маше, а
он беспокоится о светском образе жизни актрисы, они оба говорят
о своем одиночестве и тоске. Иногда их письма были очень
короткими, состоящими из одного предложения и обещания написать
позже, но, тем не менее, они продолжали переписку.
Болезнь Чехова прогрессировала, и его письма становились все
короче ("Сегодня я ел суп и яйца, баранину больше есть не
могу"), а ее письма становились все более отчаянными ("Как мне
не стыдно называть себя твоей женой"). Несмотря на весь трагизм
ситуации, письма очень яркие и нежные. Она пишет так, как
привыкла играть на сцене: страстно, называя его "дорогой,
милый", а он пишет так, как жил, называя ее по-разному, только
не по имени "Ольга". "Моя собачка", "моя лошадка", "мой
крокодил", "мой маленький Книппершвиц", – пишет Чехов, лишь бы
отвлечь ее от трагизма их отношений.
В переписке также говорится о становлении МХАТа и процессе
творчества Чехова. Люди, места и события, упомянутые в
переписке, затем могли появиться на страницах пьес Чехова.
Работа давалась Чехову тяжело, он писал: "Мой талант драматурга
иссяк". Она исполняла роли в пьесах Чехова так, как он советовал
в своих письмах, а он получал из писем актрисы информацию о
репетициях и представлениях.
Чехов сетовал на Станиславского, который торопил писателя с
новыми пьесами, невзирая на его болезнь, а также подбирал для
игры такой актерский состав, который приводил Чехова в ярость.
"Звуковые эффекты во втором акте? Станиславского нужно
остановить!" – однажды написал в сердцах Чехов, обеспокоенный
письмами о репетициях пьесы "Вишневый сад". Чехова раздражал
подбор актеров, режиссура и игра самого Станиславского, занятого
во МХАТе во всех чеховских пьесах.
С другой стороны, письма проливают свет на загадочную натуру
писателя. Чехов не горел желанием вступить в брак. На писателе и
так было много финансовых обязательств – много лет он оказывал
финансовую поддержку своей большой семье. Находясь в обществе
стареющей матери, обожающей его сестры, актрис и дам из
литературных кругов, восторгавшихся его творчеством, Чехов был
более чем избалован женским вниманием, но оставался равнодушным
к женщинам. "Хорошо, я женюсь, если вы хотите этого", – написал
он своему издателю Суворину в 1895 году (в том году у него были
романы не менее чем с тремя женщинами, одна из которых могла
стать прообразом героини пьесы "Чайка").
"Я никогда не смогу вынести того счастья, которое длится изо дня
в день. Дайте мне жену, которая, как луна, появляется на моем
небе не каждую ночь. Кроме того, если я женюсь, то от этого не
стану лучше писать".
Встретив Ольгу, Чехов получил то, чего он хотел. Некоторые
биографы Чехова считают, что их брак в любом случае не был бы
долгим, если бы они жили вместе. "Я не способен на такое трудное
и сложное для понимания дело, как брак, и роль мужа пугает
меня", – писал Чехов. Биографы также предполагают, что и Ольга
не была бы удовлетворена повседневной семейной жизнью.
В письмах скрываются тайны. Порой кажется, что за шутливым тоном
своих корреспонденций Чехов скрывает истинные чувства. ("Ответь
мне честно, Антон, без шуток", – часто писала Ольга.)
Тайны скрыты не только в письмах, но также и в том, что не
попало в эти письма. Один из примеров – беременность Ольги,
которая завершилась выкидышем в феврале 1902 года. В биографии
Чехова Дональд Рейфилд пишет, что зачатие произошло не тогда,
когда писатель и актриса были вместе. Непонятно, почему актриса
неожиданно приехала в Ялту в феврале? Почему она не упомянула в
своих письмах про беременность? Почему она не сообщила писателю
телеграммой о том, что попала в больницу, а предпочла написать
письмо, которое, как она знала, будет доставлено с задержкой?
Почему Чехов никогда не упоминал эту неудачную беременность
Ольги в их дальнейшей переписке?
Эти вопросы не имеют ответа. Писатель и актриса не оставили
после себя ребенка, но они оставили литературное сокровище,
которым стала их переписка.
Автор: Кэрол Рокамора
Источник:
http://www.inopressa.ru
А.П.Чехов, переписка с женой
(печатное издание от издательства "Захаров")
|
|