Разделы сайта:
|
Коровин К.А.
- Из моих встреч с А.П. Чеховым
Воспоминания Константина Алексеевича Коровина (художника) об Антоне Павловиче Чехове.
I
Это было, если не ошибаюсь, в 1883 году.
В Москве, на углу Дьяковской и Садовой, была гостиница,
называемая "Восточные номера", - почему "восточные"
неизвестно... Это были самые захудалые меблированные комнаты. У
"парадного" входа, чтобы плотнее закрывалась входная дверь, к
ней приспособлены были висевшие на веревке три кирпича...
В нижнем этаже жил Антон Павлович Чехов, а наверху, на втором
этаже - И.И.Левитан, бывший в то время еще учеником Училища
живописи, ваяния и зодчества.
Была весна. Мы вместе с Левитаном шли из школы, с Мясницкой, -
после третьего, последнего, экзамена по живописи, на котором
получили серебряные медали: я - за рисунок, Левитан - за
живопись...
Когда мы вошли в гостиницу, Левитан сказал мне:
- Зайдем к Антоше (то есть Чехову)...
В номере Антона Павловича было сильно накурено, на столе стоял
самовар. Тут же были калачи, колбаса, пиво. Диван был завален
листами, тетрадями лекций, - Антон Павлович готовился к
выпускным экзаменам в университете, на врача.
Он сидел на краю дивана. На нем была серая куртка, в то время
много студентов ходили в таких куртках. Кроме него, в номере
были незнакомые нам молодые люди - студенты.
Студенты горячо говорили, спорили, пили чай, пиво и ели колбасу.
Антон Павлович сидел и молчал, лишь изредка отвечая на
обращаемые к нему вопросы.
Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми
смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально
вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и
улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура,
открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, -
от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты... Несмотря
на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался
какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о
правде, спросить о горе, и поверить ему что-то самое важное, что
есть у каждого глубоко на дне души. Антон Павлович был прост и
естественен, он ничего из себя не делал, в нем не было ни тени
рисовки или любования самим собою. Прирожденная скромность,
особая мера, даже застенчивость - всегда были в Антоне
Павловиче.
Был весенний, солнечный день... Левитан и я звали Антона
Павловича пойти в Сокольники.
Мы сказали о полученных нами медалях. Один из присутствовавших
студентов спросил:
- Что же, на шее будете носить? Как швейцары?
Ему ответил Левитан:
- Нет, их не носят... Это просто так... Дается в знак отличия
при окончании школы...
- Как на выставках собаки получают... - прибавил другой студент.
Студенты были другие, чем Антон Павлович. Они были большие
спорщики и в какой-то своеобразной оппозиции ко всему.
- Если у вас нет убеждений, - говорил один студент, обращаясь к
Чехову, - то вы не можете быть писателем...
- Нельзя же говорить, что у меня нет убеждений, - говорил
другой, - я даже не понимаю, как это можно не иметь убеждений.
- У меня нет убеждений, - отвечал Антон Павлович.
- Вы говорите, что вы человек без убеждений... Как же можно
написать произведение без идеи? У вас нет идей?..
- Нет ни идей, ни убеждений... - ответил Чехов.
Странно спорили эти студенты. Они были, очевидно, недовольны
Антоном Павловичем. Было видно, что он не отвечал какой-то
дидактике их направления, их идейному и поучительному толку. Они
хотели управлять, поучать, руководить, влиять. Они знали все -
все понимали. А Антону Павловичу все это, видимо, было очень
скучно.
- Кому нужны ваши рассказы?.. К чему они ведут? В них нет ни
оппозиции, ни идеи... Вы не нужны "Русским ведомостям",
например. Да, развлечение и только...
- И только, - ответил Антон Павлович.
- А почему вы, позвольте вас спросить, подписываетесь Чехонте?..
К чему такой китайский псевдоним?..
Чехов засмеялся.
- А потому, - продолжал студент, - что когда вы будете доктором
медицины, то вам будет совестно за то, что вы писали без идеи и
без протеста...
- Вы правы... - отвечал Чехов, продолжая смеяться.
И прибавил:
- Поедемте-ка в Сокольники... Прекрасный день... Там уже цветут
фиалки... Воздух, весна.
И мы отправились в Сокольники.
От Красных ворот мы сели на конку и проехали мимо вокзалов, мимо
Красного пруда и деревянных домов с зелеными и красными
железными крышами. Мы ехали по окраине Москвы...
Дорогой Левитан продолжал прерванный разговор.
- Как вы думаете?.. - говорил он. - Вот у меня тоже так-таки нет
никаких идей... Можно мне быть художником или нет?
- Невозможно, - ответил студент, - человек не может быть без
идей...
- Но вы же крокодил!.. - сказал студенту Левитан. - Как же мне
теперь быть?.. Бросить?..
- Бросить...
Антон Павлович, смеясь, вмешался в разговор:
- Как же он бросит живопись?.. Нет! Исаак хитрый, не бросит...
Он медаль на шею получил... Ждет теперь Станислава... А
Станислав, это не так просто... Так и называется: Станислав, не
бей меня в морду...
Мы смеялись, студенты сердились.
- Какая же идея, если я хочу написать сосны на солнце, весну...
- Позвольте... сосна - продукт, понимаете?.. Продукт стройки...
Понимаете?.. Дрова - народное достояние... Это природа создает
для народа... Понимаете?.. - горячился студент, - для народа...
- А мне противно, когда рубят дерево... Они такие же живые, как
и мы, и на них поют птицы... Они - птицы - лучше нас... Я пишу и
не думаю, что это дрова. Это я не могу думать... Но вы же
крокодил!.. - говорил Левитан.
- А почему это птицы певчие лучше нас?.. Позвольте... -
негодовал студент.
- Это и я обижен, - сказал Антон Павлович, - Исаак, ты должен
это доказать.
- Потрудитесь доказать... - серьезно настаивал студент, смотря
на Левитана своими острыми глазами с выражением чрезвычайной
важности.
Антон Павлович смеялся.
- Глупо... - отрезал Левитан.
- Вот скоро Сокольники, мы уже подъезжаем...
Сидевшая рядом с Левитаном какая-то тетка из мещанок протянула
ему красное пасхальное яйцо и сказала:
- Съешь, красавчик... (Левитан был очень красив.) Батюшка мой
помер... Нынче сороков... Помяни его...
Левитан и Чехов рассмеялись. Левитан взял яйцо и спросил, как
звали отца, чтобы знать кого поминать...
- Да ты што, красавчик, нешто поп?
Баба была немножко навеселе.
- Студенты, студенты... А народ - под мышкой книжка, боле
ничего... тоже...
Мы приехали к кругу в Сокольники.
Выходя из вагона, баба, ехавшая с нами, обернувшись к Левитану,
сказала на прощание:
- Помяни родителя... Звали Никита Никитич... А как семинарию
окончишь, волосы у тебя будут хороши... Приходи в Печатники...
Анфису Никитишну все знают... Накормлю... Небось голодные, хоша
ученые...
Антон Павлович смеялся, студенты были серьезны. У студентов была
какая-то придавленность. Казалось, что забота-старуха по пятам
преследовала их. Они были полны каких-то навязчивых идей. Что-то
тяжелое и выдуманное тяготело над ними, как какая-то служба,
сковывающая их молодость. У них не было простоты и уменья просто
отдаться минуте жизни. А весна была так хороша! Но когда
Левитан, указывая на красоту леса, говорил: "Посмотрите, как
хорошо", - один из студентов ответил: "Ничего особенного...
просто тоска... Лес, и черт с ним!.. Что тут хорошего..."
- Ничего-то вы, цапка, не понимаете! - повторил Левитан.
Мы шли по аллее.
Лес был таинственно прекрасен. В лучах весеннего солнца верхушки
сосен красноватыми огнями сверкали на глубоком темно-синем небе.
Без умолку свистели дрозды, и кукушки вдали таинственно
отсчитывали, сколько кому осталось лет жизни на этой нашей
тайной земле.
Студенты, с пледами на плечах, тоже оживились и запели:
Выпьем мы за того,
Кто "Что делать?" писал,
Выпьем мы за него,
За его идеал...
Антон Павлович и Левитан шли рядом, а впереди шли студенты...
Издали видно было, как большие их волосы лежали на их пледах,
что было модно тогда.
- Что это там летит?.. - крикнул один из них, обращаясь к
Левитану.
- Это, вероятно, сокол... - пошутил Антон Павлович.
Летела ворона!
- А в Сокольниках, должно быть, и нет больше соколов... -
прибавил Чехов. - Я никогда не видал, какой сокол... Сокол
ясный... О чем задумались, соколики... Должно быть, сокола и
охота с ними были распространены на Руси...
Мы подошли к краю леса. Перед нами была просека, где лежал путь
железной дороги. Показались столы, покрытые скатертями. Много
народу пило чай... Самовары дымились... Мы тоже сели за один из
столиков, - чаепитие было принято в Сокольниках. Сразу же к нам
подошли разносчики...
Булки, сухари, балык, колбаса копченая наполняли их лотки...
- Пожалуйте, господа хорошие...
Около нас за другим столом разместились сильно подвыпившие
торговцы типа Охотного ряда и недружелюбно оглядывали нас.
- Вы студенты... - заговорил один, сильно пьяный, обращаясь в
нашу сторону, - которые ежели... - и он показал нам кулак.
Другой уговаривал его не приставать к нам.
- Не лезь к им... Чево тебе... Мож, они и не студенты... Чево
тебе...
- Слуга служи, шатун шатайся... - говорил в нашу сторону пьяный
с осовелыми глазами...
Видно было, что мы не нравились этой компании - трудно
понимаемая вражда к нам, "студентам", прорывалась наружу.
Антон Павлович вынул маленькую книжечку и что-то быстро записал
в ней.
И помню, он сказал мне, когда мы шли обратно:
- А в весне есть какая-то тоска... Глубокая тоска и
беспокойство... Все живет, но, несмотря на жизнь природы, есть
непонятная печаль в ней.
А когда мы расстались с нашими студентами, он сказал, улыбаясь
мне и Левитану:
- Эти студенты будут отличными докторами... Народ они хороший...
И я завидую им, что у них головы полны идей...
II
Много прошло времени после этой прогулки нашей в Сокольниках,
и по приезде в Крым, в Ялту - весной 1904 года - я был у Антона
Павловича Чехова в доме его в Верхней Аутке. На дворе дачи,
когда я вошел в калитку, передо мной, вытянув шею, на одной ноге
стоял журавль. Увидев меня, он расправил крылья и начал прыгать
и делать движения, танцуя - как бы показывая мне, какие
выкрутасы он умеет разделывать.
Антона Павловича я застал в его комнате. Он сидел у окна и читал
газету "Новое время".
- Какой милый журавль у вас, - сказал я Антону Павловичу, - он
так забавно танцует...
- Да, это замечательнейшее и добрейшее существо... Он любит всех
нас, - сказал Антон Павлович. - Знаете ли, он весной прилетел к
нам вторично. Он улетал на зиму в путешествие в другие, там,
разные страны, к гиппопотамам, и вот опять к нам пожаловал. Его
мы так любим, Маша (сестра) и я... - не правда ли, странно это и
таинственно?.. - улететь и прилететь опять... Я не думаю, что
это только за лягушками, которых он в саду здесь казнит... Нет,
он горд и доволен еще тем, что его просят танцевать. Он -
артист, и любит, когда мы смеемся на его забавные танцы. Артисты
любят играть в разных местах и улетают. Жена вот улетела в
Москву, в Художественный театр...
Антон Павлович взял бумажку со стола, свернутую в короткую
трубочку, закашлялся и, плюнув в нее, бросил в банку с
раствором.
В комнате Антона Павловича все было чисто прибрано, светло и
просто - немножко, как у больных. Пахло креозотом. На столе
стоял календарь и веером вставленные в особую подставку много
фотографий - портреты артистов и знакомых. На стенах были тоже
развешаны фотографии - тоже портреты, и среди них - Толстого,
Михайловского, Суворина, Потапенки, Левитана и других.
В комнату вошла Марья Павловна и сказала, что прислуга-кухарка
заболела, лежит, что у ней сильная головная боль. Антон Павлович
сначала не обратил на это внимания, но потом внезапно встал и
сказал:
- Ах, я и забыл... Ведь я доктор... Как же, я ведь доктор...
Пойду, посмотрю, что с ней...
И он пошел на кухню к больной. Я шел за ним и, помнится, обратил
внимание на его подавшуюся под натиском болезни фигуру; он был
худ, и его плечи, остро выдаваясь, свидетельствовали об
обессиливавшем его злом недуге...
Кухня была в стороне от дома. Я остался на дворе с журавлем,
который опять танцевал и так развеселился, подпрыгивая, что
расправил крылья, полетел ввысь, сделал круг над садом и опять
опустился передо мной.
- Журка, журка!.. - позвал я его, и он близко подошел ко мне и
боком смотрел своим острым глазом, вероятно, дожидаясь награды
за искусство. Я подал ему пустую руку. Он посмотрел и что-то
прокричал... Что? Вероятно - "мошенник!" или еще что-нибудь
худшее, так как я ничего ему не заплатил за представление.
После я показал Антону Павловичу бывшие со мной только что
написанные в Крыму свои вещи, думая его немножко развлечь... -
это были ночью спящие большие корабли... Он попросил меня
оставить их у себя.
- Оставьте... Я еще хочу посмотреть их, один... - сказал он...
Антон Павлович собирался ехать в Москву. Я не советовал ему
делать этого - он выглядел совсем больным и сипло кашлял. За
обедом он говорил мне:
- Отчего вы не пьете вино?.. Если бы я был здоров, я бы пил... Я
так люблю вино...
На всем лежала печать болезни и грусти.
Я сказал ему, что хочу купить в Крыму маленький кусочек земли и
построить себе здесь мастерскую, но не в Ялте, а где-нибудь
около.
- Маша, - сказал он сестре, - знаешь что, отдадим ему свой
участок... Хотите, в Гурзуфе, у самых скал... Я там жил два
года, у самого моря... Слушай, Маша, я подарю эту землю
Константину Алексеевичу... Хотите?.. Только там очень море
шумит, "вечно"... Хотите?.. - И там есть маленький домик. Я буду
рад, что вы возьмете его...
Я поблагодарил Антона Павловича, но и я у самого моря не смог бы
жить, - я не могу спать так близко от него, и у меня всегда
сердцебиение...
Это была последняя моя встреча с А.П.Чеховым.
После я жил в Гурзуфе и построил себе там мастерскую. И из окна
моего был виден домик у скалы, где когда-то жил Антон Павлович.
Этот домик я часто воспроизводил в своих картинах. Розы... и на
фоне моря интимно выделялся домик Антона Павловича. Он давал
настроение далекого края, и море шумело около бедного домика,
где жила душа великого писателя, плохо понятого своим временем.
- Меня ведь женщины не любят... Меня все считают насмешником,
юмористом, а это неверно... - не раз говорил мне Антон Павлович.
|
|