Критическая информация:
Датируется 1834 - 1836гг. на основании записи В.Х.Хохрякова,
который составил список действующих лиц драмы, снабдив
его примечанием: «Написана около 1834—36 (Раев<ский>)»
(Лермонтов, т.V, с. 751). Очевидно, это примечание
записано со слов родственника и близкого друга
Лермонтова — С.А.Раевского. О более точном времени
написания «Двух братьев» можно судить по письму
Лермонтова к тому же Раевскому от 16 января 1836 г., где
он сообщал: «...пишу четвертый акт новой драмы, взятой
из происшествия, случившегося со мною в Москве» (наст.
изд., т.IV). В Москве Лермонтов был в конце декабря 1835
г. проездом из Петербурга в Тарханы, куда он ехал в
отпуск. В это время в Москве жила В.А.Лопухина
(1815—1851), вышедшая в мае 1835 г. замуж за
Н.Ф.Бахметева (1798—1884). Возможно, встречу с ними и
имел в виду Лермонтов, когда писал Раевскому о
происшествии, случившемся с ним в Москве. Если это так,
то драма «Два брата» была написана в очень короткий
срок: 31 декабря 1835 г. Лермонтов приехал в Тарханы, а
16 января 1836 г. уже писал «четвертый акт».
Сохранилась только авторизованная копия драмы, но без
заглавия и без списка действующих лиц. При первом
упоминании о драме в печати в статье С.Д.Шестакова она
без всяких оговорок названа «Двумя братьями». Возможно,
что заглавный лист с обозначением названия, списком
действующих лиц, посвящением или эпиграфом, что было
обычно для пьес Лермонтова, тогда еще существовал. В
настоящее время этот лист утрачен. Список действующих
лиц имеется только в тетради В.Х.Хохрякова (Лермонтов,
т.V, с.751). Приводим его:
«Дмитрий Петрович Радин.
Александр сыновья
Юрий
Князь Лиговский.
Вера (его жена).
Петрушка, лакей Юрия.
Федосей, камердинер Дмитрия Петровича».
По сравнению с текстом пьесы в этом списке только одно
расхождение: лакея зовут не Петрушкой, а Ванюшкой.
В драму впервые введена фамилия Лиговских, вспоследствии
неоднократно встречающаяся в прозаических произведениях
Лермонтова («Княгиня Лиговская», «Герой нашего
времени»), и повторяется фамилия Загорскиной, впервые
присутствующая в драме «Странный человек».
Эти повторения не случайны. Судьбы героинь — Наташи
Загорскиной из «Странного человека», Веры Лиговской (в
девичестве Загорскиной) из «Двух братьев», Веры
Лиговской из «Княгини
Лиговской» и Веры из повести «Княжна Мери» в «Герое
нашего времени» — сходны. Все они изменяют своему
первому чувству и выходят замуж по расчету.
Мотив измены возлюбленной, соблазнившейся богатством в
положением в обществе, особенно волновал поэта. Именно в
такой измене он обвинял любимую им с юных лет
В.А.Лопухину.
Если поводом к созданию «Двух братьев» послужил эпизод
из жизни Лермонтова — встреча его с Лопухиной после ее
замужества (ср. в драме встречу Юрия с Верой), то
дальнейшее развитие сюжета не обнаруживает соответствия
с известными нам биографическими сведениями о поэте.
Написанная в романтической манере юношеских драм, эта
пьеса более условна и схематична, чем «Menschen und
Leidenschaften» и «Странный человек», а в ее построении
и изображении действующих лиц в большей степени
сказалось влияние литературных источников (драм Шиллера
«Разбойники» и «Мессинская невеста», Клингера
«Близнецы», повести Марлинского «Изменник»).
По своей социальной направленности драма «Два брата»
ближе всего примыкает к «Маскараду». Здесь, как и в
«Маскараде», разоблачаются нравы светского общества,
продажность и лицемерие так называемого большого света
(«...миллион, да тут не нужно ни лица, ни ума, ни души,
ни имени — господин миллион — тут всё» — действие
первое, сцена первая). В образах Дмитрия Петровича и
князя Лиговского изображены люди, уверенные, что за
деньги можно купить все — и любовь, и счастье.
В драме два главных героя — Александр и Юрий Радины. Оба
они, смелые, страстные, вольнолюбивые, возвышаются над
своей средой. Оба страдают от разочарования в любви,
ревности, от пошлости и корыстолюбия окружающих их
людей. Но Юрий доверчив и прямодушен, подобно героям
ранних лермонтовских драм, тогда как Александр осторожен
и скрытен, разочарования в жизни и людях сделали его
жестоким и мстительным.
Некоторые особенности душевного склада обоих братьев
впоследствии сочетались в образе Печорина в романе
«Герой нашего времени». Когда Печорин говорит: «...одна
половина души моей не существовала, она высохла,
испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил...» (наст.
изд., т.IV), он имеет в виду такие безвозвратно
исчезнувшие черты своего характера, как «способность
глубоко чувствовать добро и зло», «готовность любить
весь мир», доверчивость, сближающие его с Юрием. С
другой стороны, замкнутость, эгоизм (та, другая половина
души, которая «шевелилась и жила к услугам каждого» —
там же) свидетельствуют об определенном сходстве его с
Александром. Недаром монолог Александра «Да!.. такова
была моя участь со дня рождения...» (действие второе,
сцена первая) почти дословно переносится Лермонтовым в
роман «Герой нашего времени» как автохарактеристика
Печорина. Таким образом, драма «Два брата» является
одним из этапов на пути создания Лермонтовым образа
Печорина в «Герое нашего времени».
Б.М.Эйхенбаум, считая, что в этом произведении намечен
переход Лермонтова от драмы к роману, подчеркивал
закономерность его создания после «Маскарада» и ранее
«Героя нашего времени» (см.: Б. М. Эйхенбаум. Статьи о
Лермонтове. М.—Л., 1961, с.216—219).
К драматургии в прозе Лермонтов больше не возвращался.
Пьеса «Два брата» впервые была поставлена
В.Э.Мейерхольдом 10 января 1915г. в Петрограде на сцене
Мариинского театра в связи с празднованием столетия со
дня рождения поэта. В роли Юрия выступил Ю.М.Юрьев,
декорации и костюмы были выполнены по эскизам
А.Я.Головина.
В 1936 г. пьеса передавалась по ленинградскому радио.
Спектакль шел под руководством заслуженного артиста
РСФСР И.Ф.Ермакова при участии заслуженных артистов
РСФСР Н.М.Железновой, В.Э.Крюгера, Д.Л.Волосова,
А.М.Жукова.
В 1939 г. И.Ф.Ермаков вновь обратился к пьесе «Два
брата» и осуществил ее постановку в Ленинградском
опытном телевизионном центре. Участниками были те же
артисты, что и в радиоспектакле, за исключением героини:
роль Веры исполняла народная артистка РСФСР И.П.Гошева.
В 1954 г. тот же режиссер возобновил постановку «Двух
братьев». На этот раз в спектакле Ленинградской студии
телевидения участвовали народный артист РСФСР
В.И.Стржельчик и заслуженные артисты РСФСР Л.П.Штыкан,
Г.И.Соловьев, В.Э.Крюгер.
В 1964 г. в честь 150-летия со дня рождения Лермонтова
на Ленинградской студии телевидения был создан
телевизионный фильм «Два брата» по сценарию и в
постановке И.Ф.Ермакова. На экран он вышел 13 октября
1964г. (см.: М. Серебряков. Певец голубого экрана. —
Звезда, 1979, №7, с.163).
Примечание по тексту:
...посмотри, какой чудесный трельяж у Дмитрия
Петровича... Слово «трельяж» (франц. treillage) имеет
два значения: зеркало, состоящее из трех створок, и
тонкая решетка, предназначенная для вьющихся растений и
цветов или употребляемая в качестве легкой ширмы.
Вера! посмотри, как переделали твой бриллиатовый
фермуар. Фермуар (от франц. fermer — запирать) —
ожерелье с застежкой.
Поедемте вместе на Кузнецкий... Кузнецкий мост — улица в
Москве, получившая свое название от бывшего на ней до
1819г. моста через реку Неглинную. На этой улице было
сосредоточено большое количество преимущественно
французских модных магазинов, которые служили
своеобразной выставкой мод и других новинок. Ср. в «Горе
от ума» (действие I, явление 4) Грибоедова:
А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Частые посещения этих магазинов московской знатью
превратили Кузнецкий мост в место модного гулянья, где
можно было не только купить или посмотреть последние
французские наряды, но и услышать городские новости.
Диалог Александра с Верой от слов Веры: «О, лучше убей
меня» — до слов Александра: «...в груди воей возникло
оттаяние, — не то, которое лечат дулом пистолета...» — с
небольшими изменениями перенесен в роман «Герой нашего
времени» (ср. разговор
Мери с Печориным от слов Мери: «...возьмите лучше нож и
зарежьте меня...» — до слов Печорина: «...не то
отчаянье, которое лечат дулом пистолета...» (наст. изд.,
т.IV).
...один всегда, один, отверженный, как Каин... Каин, по
библейскому преданию, убил своего брата Авеля, за что
был проклят богом.
...запру вас в степной деревне, и там извольте себе
вздыхать, глядя на пруд... и далее ср. со словами
Фамусова из «Горя от ума» (действие IV, явление 14)
Грибоедова:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
А вас, сударь, прошу я толком
Туда не жаловать ни прямо, ни проселком...