Автор: Лермонтов Михаил Юрьевич Название:
Аул Бастунджи
Год написания: 1833 - 1834
Год опубликования: 1860 г. (в
отрывках), полностью в 1883 г.
Впервые опубликовано: В
отрывках в собрании сочинений под редакцией Дудышкина (т.2,
с.290—292), полностью — в «Русской мысли» (кн.2, с.3—23) с
неточностями и отступлениями от текста (исправления — в
«Саратовском листке», 1884, №56—57).
Дата размещения на сайте: 31.10.07
Информация об авторских правах: в свободном доступе
Читать поэму "Аул Бастунджи" |
|
Критическая информация:
Датируется предположительно 1833—1834 годами, так как на обороте
последнего листа автографа находится черновик стихотворения «На
серебряные шпоры», относящегося к годам пребывания Лермонтова в
юнкерской школе.
Действие поэмы происходит в районе Пятигорья, где в конце XVIII
и самом начале XIX в. реально существовал неподалеку от Бештау
аул Бастунджи. Он был разрушен, как и многие другие соседние
аулы, после 1804г., когда жившие здесь кабардинцы, отрезанные от
остальной Кабарды линией русских укреплений, покинули свои
жилища и ушли в горы. В 1825г. Лермонтов мог видеть лишь
развалины аула Бастунджи.
«Бастунджи» (вернее «бустанджи» или «бостанджи») означает
«огородник» или «садовник», от тюркского слова «бустан» или
«баштан» — «огород».
Как и в «Каллы», в «Ауле Бастунджи» отразились не только
воспоминания Лермонтова о поездках на Кавказ в детстве, но и
чтение литературы о нем, рассказы родственников — Хастатовых и
Шан-Гиреев, московских студентов и юнкеров-кавказцев.
Лермонтову, вероятно, было известно народное черкесское предание
о двух братьях Канбулате и Атвонуке (или Антиноко). Вражда между
ними произошла из-за жены Канбулата.
Фабула поэмы исполнена драматизма: герой — бунтарь, не
признающий нерушимости брака, освященного обычаем, страстно
протестующий против одного из адатов — права старшинства. В
результате Селим проклят, обречен на одиночество и позорную
смерть (здесь уже предвосхищен конец героя поэмы «Беглец», также
Селима). Самостоятельную роль приобретают описания природы, быта
и нравов горцев: подробнее, чем в предшествующих поэмах,
обрисованы герои (в особенности Селим) — их психология.
Отмечалось влияние на «Аул Бастунджи» поэм Байрона и
«Бахчисарайского фонтана» Пушкина.
Некоторые образы и стихи из «Аула Бастунджи» Лермонтов позднее
использовал в других произведениях: «Хаджи Абреке», «Демоне»,
«Мцыри».
Посвящение к «Аулу Бастунджи» по содержанию и форме близко к
стихотворению «Тебе, Кавказ, суровый царь земли» (см. наст.
изд., т.1, с.510; т.2, с.564).
Поэма написана восьмистишной строфой — октавой. Интерес поэта к
этой стихотворной форме, новой для русской поэзии, связан,
очевидно, прежде всего с переводами С. Е. Раича и А. Ф.
Мерзлякова (учителей Лермонтова) из итальянских поэтов — Тассо и
Ариосто. К 1830г. относится поэма Пушкина «Домик в Коломне»,
написанная октавой, опубликованная, однако, лишь в 1833г. Между
тем еще в 1831г. в «Телескопе» (№11 и 12) была напечатана статья
С. П. Шевырева «О возможности ввести итальянскую октаву в
русское стихосложение». Лермонтов, который внимательно следил за
самыми последними событиями в русской и европейской поэзии, был
одним из первых русских поэтов, осваивавших эту трудную форму.
Примечание по тексту:
Как гурии, из сумрака и света. Гурии — по Корану (священной
книге мусульман), вечно юные красавицы, живущие в раю.
На арчаге мотается. Арчаг (арчак) — деревянный остов седла.
Пока вдали, мгновенный, как Симун. Симун — самум. |