Критическая информация:
Композиционная особенность романа заключается в той
последовательности, с которой расположены составляющие его
повести: развитие сюжета связано не с историей жизни героя, а с
историей знакомства автора с героем, то есть с "историей"
раскрытия характера героя. Лишь мысленно переставив повести,
можно восстановить хронологическую последовательность фактов
жизни Печорина:
1) по пути из Петербурга на Кавказ Печорин останавливается в
Тамани ("Тамань");
2) после участия в военной экспедиции Печорин едет на воды и
живет в Пятигорске и Кисловодске, где убивает на дуэли
Грушницкого ("Княжна Мери");
3) за это Печорина высылают в крепость под начальство Максима
Максимыча ("Бэла");
4) из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью
станицу, где встречается с Вуличем ("Фаталист");
5) через пять лет после этого Печорин, уже вышедший в отставку и
поживший в Петербурге, едет в Персию и по дороге, во
Владикавказе, встречается с Максимом Максимычем и автором
("Максим Максимыч");
6) на обратном пути из Персии Печорин умирает ("Предисловие" к
"Журналу Печорина"). |
Иллюстрация Е.Е. Лансере. 1918 г.
«Герой нашего времени».
Иллюстрация М.А. Врубеля. 1890 г.
«Бэла». Иллюстрация И.Е. Репина. 1887 г. |
«Бэла». Иллюстрация В.А. Серова. 1891 г. |
Иллюстрация Е.Е. Лансере. 1918 г. |
Иллюстрация Е.Е. Лансере. 1918 г. |