Критическая информация:
В авторизованной копии (ИРЛИ) рукой Лермонтова написаны
подзаголовок («Черкесская повесть»), примечание к названию поэмы
и эпиграф. Последний лист отсутствует: текст обрывается на стихе
«И женщин он ласкать не мог». Заключительные строки печатаются
по копии со списка В. Х. Хохрякова (ГПБ). В этом списке оторван
угол листа и выпали десять строк между стихами: «И женщин он
ласкать не мог» и «Хранил он вечное молчанье». В настоящем
издании это место отмечено строкой точек. Есть еще одна копия (ИРЛИ)
с исправлениями Висковатова «по рукописи Верещагиной». Здесь
имеются стихи заключительной части (VI раздел), отсутствующие в
других источниках:
Быть может, совести упрек
В ее чертах найти страшился...
Следы страданья и тревог
Не укрывались от вниманья,
Под башлыком упорный взор
Внушал лишь страх... Ни состраданья,
Ни сожаленья — лишь укор
Судьбы читался в нем... Никто
Не признавал в абреке друга.
Он поражал как бич недуга...
Встречал ли ночью он кого,
Встречал ли днем — всегда его
Все сторонились, избегали,
Как дней проклятья иль печали.
Ему открыт был всюду путь.
«Каллы» датируется предположительно 1830—1831 годами. Поэма
основана на черкесском предании (см.: С. А. Андреев-Кривич.
Лермонтов. Вопросы творчества и биографии. М., 1954, с.62).
Слово «каллы» происходит от тюркского «канлы» — «кровавый».
«Между убийцею и родственниками убитого с момента убийства до
момента примирения за кровь устанавливаются особые отношения,
называемые кровными. Сам убийца весь этот промежуток времени
носит название канлы, что значит кровник», — пишет Н. Семенов в
книге «Туземцы северо-восточного Кавказа (Рассказы, очерки,
исследования, заметки о чеченцах, кумыках и ногайцах и образцы
поэзии этих народцев)» (СПб., 1895, с.280).
В глубоко драматичной по сюжету поэме «Каллы» ярко выражен
протест против устаревших жестоких обычаев, поддерживаемых
муллами.
Примечание по тексту:
Кальян свой курит он лениво. Кальян (персидск. гальян) —
курительный прибор, который часто делали из металла и украшали
золотом, серебром, слоновой костью и т.п.
Белеет памятник простой: Какой-то столбик округленный! Чалмы
подобие на нем. Такие памятники ставились на скалах и
возвышенностях над могилами убитых, которые должны были быть
отомщены. Изображение чалмы указывало на то, что погребенный —
хаджи, т.е. мусульманин, совершивший паломничество в Мекку. |