Критическая информация:
Текст автографа представляет собою три варианта начала поэмы,
которые создавались в 1829 г. Возможно, что замысел поэмы возник
у Лермонтова в связи с тем, что в 1829 г. ареной войны России
против Турции стал Балканский полуостров (осенью русские войска
начали приближаться к Константинополю).
Героем поэмы сделан киевский князь Олег (ум. 912), который,
согласно летописи, правил с 879г. в Новгороде, а в 882г. овладел
Киевом. Укрепляя границы Киевской Руси, Олег покорил многие
племена. В 907г. он совершил победоносный поход на Царьград
(Константинополь), после чего заключил выгодный для Руси
письменный договор с греками (в 911г.).
Трактовка образа Олега как мстителя (отрывок III) совпадает с
изображением его в стихотворении Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
Несомненно, знал Лермонтов и думу К. Ф. Рылеева «Олег Вещий».
Примечание по тексту:
Когда-то жертвенник кровавый Дымился божеству войны. Речь идет о
боге грома и молнии (Перуне), которому поклонялись древние
славяне. Перун считался богом-покровителем войны.
И песня Лады никогда Не приносилася сюда. Лада (ладо) — припев
зимних, весенних и летних, а также свадебных песен славян («Ай
дид, ой ладо», «ой ди ди ладу» и т.п.). В XVIII—XIX вв.
некоторые фольклористы (М. Д. Чулков, А. Н. Афанасьев и др.)
считали, что Лада — имя славянской богини веселья и всякого
благополучия, жертвы которой приносили готовящиеся к вступлению
в брак. А. А. Потебня в работе «Объяснения малорусских и сродных
народных песен» (отдельный оттиск из «Русского филологического
вестника»; Варшава, 1883, с.16—38) показал неосновательность
такого предположения.
Не презирай сих мест: они Знакомы были вдохновенью. Ср. у
Пушкина в стихотворении «Домовому»: «Они знакомы вдохновенью».
И скальдов северных не раз Здесь раздавался смелый глас. Скальды
— древнескандинавские певцы, слагавшие и собиравшие рассказы,
стихотворения и песни о героях и их подвигах.
Стрибог! я вновь к тебе предстал. Стрибог — бог ветра по
представлениям древних славян (упоминается в «Слове о полку
Игореве» и в «Повести временных лет»). Обращение к Стрибогу
Лермонтов ввел во II отрывок, вероятно, под влиянием летописи,
где рассказывается о том, как Олег, приплыв к столице Византии,
«поставил суда свои на колеса и силою одного ветра, на
распущенных парусах, сухим путем шел со флотом к
Константинополю» (см.: Н. М. Карамзин. История государства
Российского, т.1. СПб., 1816, с.132).
Владетель русского народа, Варяг, боец. Варяги — древнерусское и
византийское название скандинавов. Здесь так назван Олег,
родственник варяга Рюрика, якобы положившего начало Русскому
государству (согласно антинаучной, так называемой «норманской»,
теории, имевшей распространение в XIX в.).
Поля и веси покорил. Веси — деревни, села (старинное название).
Пред ним дрожали печенеги. Печенеги — тюркоязычный народ,
кочевавший в VIII—IX вв. между низовьями Волги и Яиком (теперь
река Урал). Здесь допущена историческая неточность: набеги
печенегов начались только при Игоре, после смерти Олега.
Казары дружества искали. Казары (правильно: хазары) — племена и
народности, в основном тюркские, некогда жившие в низовьях Волги
и на Дону. Олег подчинил себе некоторые племена, ранее платившие
дань хазарам. |