Критическая информация:
Поэма не могла быть написана ранее 1830 г. ввиду того, что в ней
имеется стих («С руками, сжатыми крестом», с.77), взятый из VII
главы «Евгения Онегина», которая вышла в свет в марте 1830г. С
другой стороны, «Последний сын вольности» не мог быть создан
позднее первой половины 1831г., так как в той же тетради, вслед
за текстом поэмы, расположена авторизованная копия стихотворения
«Романс к И...», вошедшего с некоторыми разночтениями в драму
«Странный человек», датированную самим Лермонтовым 17 июля
1831г.
Герой поэмы Вадим Храбрый — полулегендарный предводитель
движения новгородцев в 864г. против князя Рюрика и его дружины,
основавшихся в Новгороде. По летописи, Рюрик подавил это
восстание: «...уби Рюрик Вадима храброго и иных многих изби
новгородцев советников его» (Русская летопись по Никонову
списку, изд. имп. Акад. наук, ч. 1. СПб., 1767, с.16).
К образу Вадима неоднократно обращались многие русские писатели
и драматурги второй половины XVIII — начала XIX в., давая ему
различное толкование. Так, М. М. Херасков в стихотворной повести
«Царь, или Спасенный Новгород» (1800) изобразил Вадима под
именем Ратмира злобным и развращенным юношей, от которого
отступается весь народ. Иную оценку Вадима дал Я. Б. Княжнин в
трагедии «Вадим Новгородский». Его герой стал первым в русской
литературе образом революционера-республиканца. В творчестве
писателей-декабристов тема древнего Новгорода и новгородской
вольности также нашла широкое отражение.
Пользуясь историческими фактами, декабристы проводили
соответствующие параллели с современностью. Так, символом борьбы
за политическую свободу является образ Вадима в одноименной думе
Рылеева. Упоминается имя Вадима и в стихотворении В. Ф.
Раевского «Певец в темнице». Наконец, его же собирался сделать
героем поэмы и трагедии Пушкин, написавший, однако, лишь отрывки
этих произведений и план одного из них.
Тема новгородской вольности заинтересовала и Лермонтова,
творчество которого было в 30-егг. «последним и глубоко
искренним эхом декабрьских настроений» (А.В.Луначарский.
М.Ю.Лермонтов. — В кн.: М.Ю.Лермонтов в русской критике. М.,
1951, с.271). Подобно тому как это было у декабристов и Пушкина,
обращение Лермонтова к образу Вадима и его борьбе за свободу
древнего Новгорода носило злободневный характер. Сама постановка
темы новгородской вольности напоминала о свободе, за которую
боролись декабристы. Говоря об изгнанниках, патриотах Древней
Руси и защитниках новгородской свободы, поэт, по-видимому,
вспоминал о декабристах, находившихся в то время в Сибири (см.
комментарий Б. М. Эйхенбаума в кн.: М. Ю. Лермонтов. Поэмы и
драмы в стихах, т.2. Л., 1941, с.520—521).
Поэма «Последний сын вольности» посвящена Николаю Семеновичу
Шеншину (1813—1835) — близкому другу Лермонтова, товарищу по
Московскому университету и Школе юнкеров.
Эпиграф взят из поэмы Байрона «Гяур», стих 6.
Стихи «Он всё любил, он всё страдал», «Но память, слезы многих
лет!.. Кто устоит противу них?» (с.82) были перенесены в поэму в
несколько измененном виде из стихотворения «Ночь» («Один я в
тишине ночной», см. наст. изд., т.1, с.153). Заключительная
цитата взята из поэмы Оссиана «Картон» (ее же приводит Пушкин в
поэме «Руслан и Людмила»: «Дела давно минувших дней, Преданья
старины глубокой»).
Примечание по тексту:
О! если б только Чернобог. Чернобог — по славянской мифологии,
бог, воплощавший начало зла (в противоположность Белбогу).
Так спой же, добрый Ингелот. Имя «Ингелот» встречается у
Карамзина в «Истории государства Российского» (в тексте договора
с греками, в числе подписей русских послов).
Песнь Ингелота. Написана так называемым «русским размером»,
которым пользовался, между прочим, А. Н. Радищев в «Бове».
Кривичи, славяне, весь и чудь. Кривичи — восточнославянское
племя. Весь — древнее племя, жившее в районе Белозера и
слившееся в IX—XII вв. со славянами. Чудью называли в русских
летописях финские племена.
Рурик, Трувор и Синав клялись. Рюрик, Трувор и Синав (Синеус) —
три брата-варяга, согласно антинаучной, так называемой «норманской»,
теории происхождения Руси, положившие начало Русскому
государству. Лермонтов изображает их насильниками —
поработителями славянской вольности. |