ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Что есть Истина?

Автор: Сергей Ручкин.



назад в Теософский словарь

«ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?»

С этим вопросом Пилат обращается к Иисусу (см. Иоан.,18:38), а в ответ – тишина. И до сих пор этот вопрос остаётся без ответа. Это происходит потому, что Библия до сегодняшних дней воспринимается людьми как собрание произведений религиозно-исторического характера. Воспринимая Библию именно так, все читатели, толкователи и исследователи уже изначально встают на путь, уводящий их от познания истины. Если же относиться к Библии как к единому философскому произведению  и исследовать её как притчу, то исследователя-философа ждёт большая награда – познание истины: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.,8:32). Путь к истине всегда труден и сложен («Входите тесными вратами;…потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» - Мат.,7:13;14), но сама истина всегда проста, и поэтому легко объяснима. Всякий здравомыслящий человек знает её, но воспринимает её как нечто обыденное и не заслуживающее внимания. Вот она:

1.  Всё происходящее и существующее в мире – от материального  до духовного – закономерно или подчинено определённым законам. Ничего не существует просто так, не происходит из ничего и не исчезает в никуда – всё имеет причинно-следственную связь. В основе всего лежит совокупность закономерностей или совокупность законов. Законы пронизывают всё и вся и бесконечны во времени и пространстве. Совокупность всех закономерностей, или совокупность всех законов, или Закон – это и есть Бог: «Всё и во всём Христос» (Кол.,3:11); «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Отк.,22:13). (Ниже смотрите схему).

2.   Проповедуемое Христом Божье Царство – это общество, где правит  - «царствует» - Закон, или диктатура Закона; это общество, в       котором высшей ценностью является не человек, а Закон и справедливость; это общество, где Законом  в большей степени защищены только законопослушные граждане – «праведники» это совершенное правовое общество.

3.  Философам давно известно основное положение диалектики – закон единства и борьбы противоположностей.      Суть его в том, что всякое единое целое включает в себя взаимосвязанные противоположности. Этот закон имеет прямое отношение к библейской истине, а именно: совершенное общество (Божье Царство) есть единое целое, в котором взаимосвязаны две противоположности – «рай» и «ад». Эта взаимная связь имеет следующий вид - чтобы построить «рай» для законопослушных граждан («праведников»), необходимо создать «ад» для преступников, где под понятием «рай» подразумевается достойная жизнь для законопослушных граждан, а под понятием «ад» («геенна огненная», «преисподняя», «огонь») подразумевается суровое, но справедливое судебное наказание для преступников: «…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мат., 5:22). Из этого высказывания Христа видно, что даже за незначительное оскорбление человек может быть подвергнут судебному наказанию, то есть даже незначительное оскорбление может быть рассмотрено как преступление.

Итак, библейская истина имеет определённую формулу: «рай» для законопослушных граждан возможен только при создании «ада» для преступников; чтобы иметь одну крайность, необходимо создать ей противоположную крайность;  чем суровее судебное наказание для преступников, тем лучше жизнь для законопослушных граждан. Эта истина является краеугольным камнем («…камень же был Христос», 1-е Кор., 10:4), основой, на которую опирается и из которой вытекает всё учение Христа, и поэтому это учение также является истиной – вечной правдой: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лук.,21:33).

Известно, что критерием истины является практика. Если в обществе упразднить судебные наказания, то общество моментально свалится в хаос, поэтому судебные наказания (по библейской терминологии – «геенна огненная», «огонь», «ад», «преисподняя») являются необходимым и главным (но не единственным) условием нормального функционирования общества.

Истина – «вещь» объективная, вечная и повсеместная. Она не может быть привязана к определённому промежутку времени, к определённому месту и к определённому субъекту. Следовательно, истина никак не может быть привязана к историческим и географическим фактам и к определённым персонажам. Поэтому, чтобы познать библейскую истину, необходимо отделить её от исторических и географических фактов и персонажей, которые вплетены в библейское повествование. Они выполняют роль средства передачи истины, но не являются самой истиной. Учение Христа является идеей, основанной на истине, а всё остальное (исторические и географические факты, реальные и мифические персонажи, в том числе и мифический персонаж Иисус Христос) – это средства передачи этой идеи.

Чтобы понять учение Христа, наполненное религиозными понятиями, притчами, намёками и аллегориями, необходимо умение слушать и слышать: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего» (Иоан.,8:43); «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук.,11:28).  И, прежде всего, необходимо понять, что стоит за основным религиозным понятием «Бог».

<<Предыдущая глава

Читать далее>>

назад в Теософский словарь

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.