ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Зарождение прозы в Древней Греции : басни Эзопа, древние мудрецы и логографы



назад в содержание

До начала 6 века литературное творчество греков облекалось в стихотворную форму. Прозаические записи имели по преимуществу характер документов и притом документов очень несложного содержания. Первыми проз. произв. можно считать законы, установленные на рубеже 7 и 6-ого вв. Существовало правда фольклорное искусство прозаического склада, но оно не получало письменного закрепления. Прозаическая литература греков с самого своего зарождения имела идейное содержание, отличное от содержания поэзии, содержание, которое могло возникнуть лишь на определенной ступени соц. развития. Проза обязана своим возникновением росту критической научной мысли, разрушавшей мифологическую систему. Проза зародилась в Ионии вместе с наукой и философией. Первая прозаическая книга на греческом языке принадлежала Ферекиду из Сироса, автору "Учения о богах". Первый ионийский философ - Фалес не оставил письменных произведений, но его ученик Анаксимандр изложил свою философскую теорию в прозе. Другая отрасль ионийской проза - историография. Развивалась в двух направлениях. С одной стороны - местные хроники, предания об основании ионийских городов,родословные,с другой - произведения полугеографического характера, содержащие одновременно описания чужих земель, рассказы о быте населяющих их народов.

Появляется новый тип фольклорного рассказа, в котором героями становятся, взамен древних мифологических фигур, исторические лица или бытовые персонажи. В будущем этот тип повествования назвали новеллой.

Проникновение т.н. низового фольклора. Самым ярким героем "низового" фольклора 6 в.является Эзоп, фригийский раб,безобразный горбун, составитель басен. Существовал ли Эзоп исторически, неизвестно, рассказы о нем имеют новеллистический характер и принадлежат народному творчеству. Фигура шута - урода, послужившая в "Илиаде" для карикатурного изображения демагога Ферсита, получает новое, положительное осмысление. Народная мудрость воплощена здесь в лице раба, противопоставленного кичащимся своими познаниями верхам. В многочисленных рассказах, героем которых был Эзоп, он оказывался умнее и находчивее своего господина, мудрее официальных мудрецов. Из этих рассказов было составлено целое "жизнеописание" Эзопа, дошедшее до нас в нескольких редакциях, относящихся к эллинистическому и даже византийскому периоду. Интересно сказание о смерти Эзопа : он был сброшен со скалы дельфийскими жрецами.

С именем Эзопа неразрывно связана басня. Стихотв. басни известны со времен Архилоха, прозаические - Эзоп. По своей тематике античные басни относятся преимущественно к области рассказов о животных, и многие из них прочно вошли в европейскую басенную лит-ру (например,"Волк и ягненок","Ворона и лисица", "Лягушки, просящие царя")

Повествовательную прозу, включая историческую, греки этого времени именовали общим термином "логос"(речь), а греческие историки именовались логографами.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.