Разделы сайта:
|
Основной конфликт и его художественное решение в трагедии Софокла "Антигона"
Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из
лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно
перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы.
Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не
судьбой рода. Это изменение в идеологической установке привело
Софокла к отказу от принципа сюжетно связанной трилогии,
господствовавшего у Эсхила. Другое значительное драматическое
новшество Софокла - допущение трельего актера, что позволило
разнообразить сцены введением второстепенных лиц. Характерным
примером драматургии Софокла может служить его трагедия "Антигона"(около
442г.)Сюжет "Антигоны" относится к фиванскому циклу и является
продолжением сказания о войне "Семерых против Фив" и о поединке
Этеокла и Полиника. После гибели обоих братьев новый правитель
Креонт похоронил Этеокла с надлежащими почестями, а тело
Полиника, пошедшего войной на Фивы, запретил предавать землю,
угрожая смертью. Сестра погибших, Антигона, нарушила запрет и
похоронила Полиника. Софокл разработал этот конфликт с точки
зрения конфликта между человеческими законами и "неписанными
законами" религии и морали. Вопрос был актуальным : защитники
полисных традиций считали "неписанные законы" богоустановленными
и нерушимыми в противоположность законам людей. Афинская
демократия также требовала уважения к "неписанным законам". В
прологе трагедии Антигона сообщает своей сестре Исмене о запрете
Креонта и о своем намерении похоронить брата , несмотря на
запрет. Драмы Софокла строятся таким образом, что герой уже в
первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия,
определяющим весь дальнейший ход пьесы. Этой экспозиционной цели
служат прологи ; пролог к "Антигоне" содержит и другую черту,
очень характерную для Софокла, - противопоставление суровых(Антигона)
и мягких(Исмена) характеров. Антигона приводит свой план в
исполнение; она покрывает тело Полиника тонким слоем земли. Едва
лишь Креонт успел изложить программу своего правления, как
узнает, что приказ нарушен. Креонт видит в этом приски
недовольных его властью граждан, на затем к нему приводят
Антигону, пойманную при вторичном появлении у трупа брата.
Антигона уверенно защищает правоту своего поступка, ссылаясь на
кровный долг и нерушимость божественных законов. Активный
героизм Антигоны оттенены пассивностью Исмены, но она готова
признать себя соучастницей преступления и разделить судьбу
сестры. Тщетно Гемон, сын Креонта и жених Антигоны, указывает
отцу, что народ на стороне Антигоны. Креонт обрекает ее на
смерть в каменном склепе. В последний раз Антигона проходит
перед зрителем, когда сторожа ведут ее к месту казни; она
исполняет похоронное причитание по себе самой, но остается
уверенной в собственной правоте. Это - высшая точка в развитии
трагедии, затем наступает перелом. Слепой прорицатель Тиресий
сообщает Креонту, что боги разгневаны его поведением, и
предсказывает ему ужасные бедствия. Сопротивление Креонта
сломлено и он отправляется хоронить Полиника, а затем освободить
Антигону. Однако уже поздно. Из сообщения вестника хору и жене
Креонта Эвридике мы узнаем, что Антигона повесилась в склепе, а
Гемон на глазах отца пронзил себя мечом у тела своей невесты.
Когда подавленный горем Креонт возвращается с трупом сына, то
узнает, что Эвридика лишила себя жизни, проклиная мужа как
детоубийцу. Хор заключает трагедию краткой сценой о том, что
боги не оставляют нечестия неотмщенным
|
|