ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Эллинистический период. Творчество Менандра



назад в содержание

С Еврипидом умирает трагедия. С Аристофаном умирает драматургия. Политическая и моральная стабильность полиса подорвана.

Период правления Александра Македонского был кратким 338-323. На короткий срок образовалась огромная империя. Хотел принести захваченным народам культуру – греческую, как высшее ее проявление. Александр не уничтожал культуру завоеванных народов. Он хотел добиться объединения культур. Для этого он пытается обединить религии и мифологии – синкретизм. На завоеванных территориях было много богинь плодородия и любви – объединение в культ Великой Единой Матери.

Эллинский = греческий. Эллинистический – взаимодействие греческой и восточной культуры. Расширяется представление греков о родине. Раньше – гражданин полиса, теперь гражданин мира, космополит.

Изменилось отношение эллинов к религии. Религия была делом общественным, государственным. Теперь она становится частным делом, ее можно выбирать.

После смерти Александра его сподвижники делят империю на эллинистические государства: Египет отходит к Птолемею. Центром греческой культуры становится Александрия Египетская. Птолемей продолжает дело Александра, основывает крупнейшую в мире Александрийскую библиотеку, Музейон.

Первыми филологами были грамматик Зенадот и Аристарх Самофракийский

В эпоху эллинизма изменился взгляд человека на мир. Они обратили свой взгляд на человека, на частный вопрос – как достичь счастья? Разработка системы личного поведения в жизни, которая обеспечит духовное благополучие.

Наиболее важные философские школы:

1) Киники. Главные представители – Диоген, Антисфен и Кратет. Название получили от прозвища Диогена – «киникос», кусающийся щенок. Был острым на язык. Киники предлагали состояние одиночества оценить как состояние духовной свободы, то есть пути к счастью. Учение направлено против всех социальных устоев общества: рабство, собственность, религия. Все киники считали себя космополитами – везде собирались жить по своим законам. Именно у киников появляется жанр диатриба – диалогическая полемическая беседа с острой шуткой, сатирой. Создатель – Менипп, бывший раб. Диатриба включает и стихи, и прозу, и афоризмы, и шутки. Жанр менипповой сатиры будет использовать даже Достоевский в своих романах.

2) Стоики. «Стоя» - это портик, тип крыши, где собирались эти мудрецы. У стоиков есть определенный идеал – это мудрец, не зависящий в своем духовном развитии от среды, государства. Его родина – весь мир. Основатель учения Зенон. Стоики верили в бога Зевса-Логоса, разлитый во всем мире мировой разум. Душа человека частичка мирового разума. Главным стоики считали инстинкт самосохранения. Человек должен вести себя с другими так, как он хотел бы, чтобы себя вели с ним.

Апатия – состояние души, освобождённой от аффектов. Человек должен быть господином своих чувств.

3) Эпикурейцы. Основатель – Эпикур (341-270). Жил в Афинах. Этика Эпикура основана на материалистическом учении Демокрита. Эпикур задумывается над сутью счастья. Ответ: он должен находить его не во внешнем мире, а внутри самого себя – в душевном спокойствии или безмятежности души (атараксия). Он считает, что пока человек есть – смерти нет, а когда человека нет – то и бояться поздно. Главный лозунг: прожить жизнь незаметно в кругу своих друзей, освободившись от всех страстей

В целом, период эллинизма – упадок (политическая зависимость, нельзя говорить правду), но происходит гуманизация – литература переходит к миру личных чувств.

Возникли новые жанры:

  1. эпилий (малый эпос)

  2. идиллия (малое изображение)

  3. эпиграмма (малое стихотворение, часто надгробное)

  4. мим (для театра, но не пьеса, а сценка)

Значение теряют трагедия и театр, они неактуальны. Литература и искусство поворачиваются к частному человеку. Появляется греческий роман как повесть о частной жизни.

Литература теряет интерес к крупным формам. Вместо эпических поэм получает распространение эпиллий – «эпосик».

Самым распространенным жанром являлась новоаттическая комедия. Термин античный, греки хотели показать отличие между Аристофаном и этими комедиями. Новоаттическая комедия обращается к быту, к типическому, заурядному, семейному. Обретает популярность. Появляется афоризм: «Я человек и полагаю, что ничто человеческое мне не чуждо». Это из комедии Теренция, римлянина, который использовал много комедий Менандра.

Отличия: 1) отсутствие высокого общественного звучания, политической злободневности; 2) исчезают фантастические элементы; 3) до минимума сведена личная издевка; 4) новая комедия обращается к общечеловеческому содержанию и отходит от злободневных проблем

Менандр (343 – 292) – представлял новоаттическую комедию.

Жил в Афинах, из богатой семьи.

Написал 100 пьес (в Византийскую эпоху его не переписывали – христианство, а он писал про плотскую любовь, в XIV в монастырях сожгли его тексты). Найдено в 1905 г четыре пьесы (? пьесы «Третейский суд», ½ «Отрезанной косы», «Брюзга», ..). 1956 – найдена еще одна пьеса (целиком) – «Угрюмец» (=«Мизантроп», =«Нелюдим»). Позже - куски комедии «Щит».

Деление на акты. Хор ещё присутствует, но не участвует в действии (исполняет между актами модные песенки) Главное не сюжет, а проникновение характеров. Разные типы героев, рабов.

Новая комедия:

  1. далека от политики

  2. бытовая драма (хор не играет роли в действии)

  3. статичные типы (влюбленный юноша, хвастливый воин, старик)

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.