ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Предметы:

Теория социал реализма в зарубежном литературоведении. Ральф Фокс, Дьердь Лукач



назад в содержание

Приход фашизма в западную Европу закончился консолидацией общества, все движения либералы, экстремисты объединились, также индивидуалисты и авангардисты. В период борьбы с фашизмом компартии различных стран приобрели авторитет, т.к. возглавили движение сопротивления. Интеллигенция была к ним восприимчива, этим и было обусловлено влияние политика на искусство, это вело к художественным потерям. Камю выступал с речами после получения Нобелевской премии «Место художника в современном мире». Те, кто попал в зависимость от гос-ва должен «грести как раб на галере». Искусство для искусства – «требования безответственности, ибо искусство не может отстаивать роскошь в мире безмерных страданий, не рискуя стать ложью». Искусство соцреализма – искусство пропаганды. «Розовая библиотека» – искусство не отражает действительность, а искажает ее. Чем больше искусство становится социалистическим, тем больше оно противостоит реализму. Соцреализм=политреализм, следовательно политискусство. Настоящее искусство не может быть политизировано, т.к. оно уже не искусство. Цель искусства – не судить, а понять и оправдать; не призирать или ненавидеть, а защищать все живущее именно потому что оно живет. Соцреализм появился под влиянием исторических событий, оно является частью политики.

1932 – в советской прессе появился темин «соцреализм». 1934 – состоялся 1 съезд советских писателей, термин получил свой статус и введен в научный обиход. Ис-во соцреализма –искусство для соверменного общества.

В СССР создана атмосфера для утвержения соцреализма, появился новый положительный герой – идейный борец, участник классовой борьбы, тесно связан с коллективом, имеет пролетарские убеждения, утверждает идею мирной революции.

В контексте мировой литературы рассмотрение такого героя есть сходства с героями Байрона. Герой схематичен, т.к. лишен естественных для человека сомнений, страданий и милосердия. Литература соцрелаизма – 1 из средств пропаганды и воспитания граждан. Идеи близки не только советским писателям.

Ральф Фокс (1900-1937) – теоретик марксизма, англ критик, историк и публицист. В 1937 г погиб в Испании (поехал добровольно помогать республиканцам). Учился в оксфордском универе, был в России в составе экспедиции помощи голодающим Поволжья в 1920 г, был в Москве, С-П. Фокс принял русскую рев-ю идо конца жизни пропагандировал марксистскую эстетику. Опубликованы работы: «Ление. Биограифя», «роман «Штурм неба» + очерки, рассказы. 1937 – главный произведенеи «Роман и народ» (при жизни в жур-ах были опубликованы отдельные главы) – исследование истоков нового искусства (=маркс), обратил внимание на жанр романа. Он считал, что будущее в ис-ве принадлежит соцреализму. Только марксизм может вывести искусство из тупика, ставит в центр жизнь народа и борьбу. Исследует жанр романа до 30-х гг., говорит, что кризис романа заключается в том, что он отошел от соц. вопросов. Негативно рассматривает влияние Фрейда на искусство – «оно довело англ роман до состояния полного духовного банкротства». Рассматривал тв-ао Уэллса, Барбюса, Горького, Голсуорси. Не избежал марксизма в своих суждения. Писатель, который привнес в роман марс. идеи, создал образ героя «чел-ка в действии, стремлении изменить жизнь» - образец автора романа.

Дьердь Лукач (1885-1971) – венгерский писатель, пропаганд марксизма, философ, литературовед, писал на венгер и нем языках. Первые работы в нач 20 в. Томас Манн считал его великим критиком Европы. Лукач сын крупного венгерского магната, стал коммунистом. Входил в состав сов-венгерского правительства, Коминтерна. Более 10 лет работал в Москве (наблюдал развитие соцреализма, влияние полит процессов на литературу). Приходит к выводу, что 30-е гг имели значение литературы уменьшилось, мнение сохранил до конца жизни. Он отрицает формалистические теории, негтивно относится к эстетике и философии, тк.к форм теории во многом способны распространению фашистской идеологии. Его исследования – полемика вульгарности с социологией. Большое внимание уделял поэтике худ произведений. Его главные работы – «Теория романа», «Лит тории 19 в и максизм», «К истории реализма», «Русская реальность в мир литературе».

1968 – статья «Великая Октябрьская революция и соврем литература» - отмечате, что есть крупные произведения, а остальное «казенный натурализм», он же соцреализм.

Литература соцреализма – любое произведение, где речь идет о классовой борьбе, победе пролетариата. Влияние Кот революции сказалось в тех странах, где обострялась борьба в тоже время, когда в общ-ве доминировали полит противостояния – фр Анри Барбюс, ам Стейнберг и их худ произведения, датский композитор Мартин-Андерсон Нексе («Дитя человеческое»). Они писали о класс противоречиях, критиковали буржуазн мораль, деньги, формировали рев сознание. Превалирует гуманист идея – право людей на достойную жизнь. Они пытаются понять причину бедственного существования, и пытаются найти выход в революции. Поэтика соц литературы заключается в соцанализе – ведущая роль, описательность, стремление создать жизнеподобные формы, исторические формы вырабатывали роматизм и модернизм, концепция искусства, героя окрашиввали идеями нового мировоззрения. Соцлитература=литература соцориентации=соцреализм.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.