Искусство в системе культуры
Конспект по культурологии
Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало
искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом
выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для
человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных
специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру,
самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей
человеческой души.
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности,
художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию
эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира.
В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и
используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных
средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки.
Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное
производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему
образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной
эпохи.
Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три
измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия
в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые
ориентированы в прошлое, это реалистические ценности , которые "точно"
ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на
будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих
ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом
содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть
художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я",
могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору
в поведении человека.
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и
деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В
целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость
системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в
конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для
культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
|