ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Обряды и церемонии в первобытной культуре. Их практическое и символическое значение

Конспект по культурологии



назад в содержание

Билет:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Теоретически можно разделить на 2 разряда, которые, однако, на практике сливаются между собой. Это изобразительно-знаменательный (символический) и практический.

Молитва относится к обрядам. На папуасском острове Танна, где богами являются души умерших предков, покровитильствующие произрастанию плодов вождь произносит молитву: "Сострадательный отец. Вот пища для тебя; ешь ее и надели нас ею". В Африке зулусы думают, что достаточно призвать предков, не упоминая о том, что молящемуся нужно: "Отцы нашего дома" (произносят они). Когда они чихают, им достаточно намекнуть на свои нужды, если они стоят рядом с духом: "Детей", "коров". Дальше молитвы, бывшие раньше свободными принимают традиционные формы. У дикарей едва ли можно найти молитву, в которой бы выпрашивалось нравственное благо или прощение за проступок. Зачатки нравственной молитвы встречаются у полуцивилизованных ацтеков. Молитва - обращение к божеству.

Жертвоприношение появляется рядом с молитвой. Различают теорию дара, чевствования илишения. Приносилось в жертву сначала ценное, потом мало-помалу менее ценное, пока не дошло до ничего не стоящих символов и знаков.

Теория дара - первобытная форма приношения, без представления, что делают боги с дарами. Североамериканские индейцы приносят жертвы земле, зарывая их в нее. Поклоняются и священным животным, включая человека. Так, в Мексике, поклонялись юноше-пленнику. Большая доля приношений принадлежит жрецу как служителю божества. Часто считали, что жизнь есть кровь, пэтому кровь приносится в жертву даже бестелесным духам. В Виргинии индейцы приносили детей в жертву и думали, что дух высасывает из их левой груди кровь. Так как дух в раннем акмеизме рассматривался как дым, то эта идея прослеживается в обрядах курения.

На бесчисленных изображениях жертвенных церемоний в храмах Древнего Египта показано сжигание курительных шариков в курильницах перед изображениями богов.

Даже если еда не тронута, то это может значить,что духи взяли ее эссенцию. Духам передается душа жертвы. Также происходит передача жертвоприношений огнем. Мотивы: получить выгоду, избежать плохого, добиться помощи или прощения обиды. Наряду с тем, что дары постепенно обращаются в знаки почитания, возникает новое учение, согласно которому сущность жертвоприношения заключается не в том, чтобы божество получало дар, а чтобы поклонник жертвовал им. (Теория лишений)

Приносятся в жертву части тела, делают отрезание волос, выпускание крови. Происходит замена в жертвоприношениях приношение части вместо целового, жизни низшего существа вместо высшего, приношение подобий.

Обряды - посты - болезненное возбуждение для религиозных целей. Одним из таких возбуждения является применение лекарственных веществ. Экстаз и обморок вызываются также усиленными движениями, пением, криком.

Обычаи: похороны тела с востока на запад, что связано с культом солнца. Ни в одной из христианских церемоний обычай обращения на восток и запад не достиг такой полноты, как в обряде крещения. Принимавшего крещение ставили лицом на запад и заставляли отрекаться от сатаны. Ориентация храмов на восток и обращения туда же молчщихся сохранилось как в греческой, так и в римской церквях.

Последняя группа обрядов - церемонии очищения (освобождение от греха). Обычно это делали огнем и водой. На Мадагаскаре при рождении ребенка в доме несколько дней поддерживался огонь. Очищение делали новорожденным, женщинам, осквернявшихся кровопролитием или прикосновением к умершему.

назад в содержание

Билет:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.