ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Научные основы реферирования

Ответы на билеты по редактированию



назад в содержание

Переход к билету: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Мы подошли к реферированию – основному виду АСПИ в научно-информационной деятельности. Реферированием называется процесс преобразования документальной информации, завершающийся составлением реферата.

Прежде всего следует заметить, что, несмотря на многочисленные исследования реферата как информационного жанра, пока нет среди специалистов единого мнения по поводу определения реферата. Это можно объяснить прежде всего его многофункциональностью. Приведем некоторые из этих определений.

1. Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата [8].

2. Реферат (от лат. referre – сообщать, докладывать) – это краткое изложение содержания научного документа [9].

3. Реферат – сокращенное точное отображение документа [10].

4. Реферат – модель оригинала, пропорционально отражающая его составные части [11].

5. Реферат – это интегральная модель первичного документа, в которой информация представляется в обобщенном виде [12].

6. Реферат – краткое изложение основного содержания документа с указанием характера, предмета и методики исследования или технологии производственного процесса, основных результатов, времени и места проведения исследования, разработки и внедрения новшества [13].

7. Реферат – это семантически адекватное, ограниченное малым объемом и вместе с тем возможно полное изложение основного содержания первичного документа, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями различных категорий [14].

8. Реферат – это семантически адекватное изложение основного содержания первичного документа, отличающееся экономной знаковой оформленностью, постоянством лингвистических и структурных характеристик и предназначенное для выполнения разнообразных информационно-коммуникативных функций в системе научной коммуникации [15].

Преобладающей концепцией типологии рефератов, в основу которой положено целевое назначение документов, является деление их на информативные и индикативные. Эта концепция была принята еще в 1949 г. в Париже на Международной конференции по научному реферированию. В дальнейшем она совершенствовалась, развивалась многими отечественными и зарубежными специалистами. Из отечественных исследований в первую очередь заслуживают внимания работы В.И. Соловьева [16], отличающиеся всеобъемлющим характером, многогранностью, основанные на большом эмпирическом материале. Из зарубежных исследований прежде всего следует отметить работы H. Borko, C. Bernier [17], R.E. Maizell [18], J.E. Smith [19] и др.

Итак, рефераты делятся на информативные и индикативные в зависимости от содержательных и формальных характеристик, от целевой и адресной направленности. В одних случаях требуется реферат, в котором излагалось бы основное содержание первичного документа, в других – реферат, в котором указывалось бы лишь на то, что и как (в какой степени) рассмотрено в том же документе. Вследствие этого два реферата одного и того же первичного документа получают различную целевую направленность и отличаются по форме изложения информации. Хотя каждый из них выполняет все основные функции, свойственные реферату, проявляются они по-разному. Для одних рефератов доминирующим свойством является информативность, содержательность, для других – описательность, указательность, индикативность.

Информативный реферат

В нем излагается основное содержание первичного документа. Информативный реферат включает фактографическую информацию, то есть служит источником сведений (информации) о научных фактах.

Индикативный реферат

В отличие от информативного, индикативный реферат только указывает на основные аспекты содержания первичного документа. Он характеризует содержание, информационное наполнение первичного документа. В нем называются только такие смысловые аспекты, которые заслуживают реферирования, то есть содержат новые полезные сведения. Реферат дает характеристику степени их разработанности, новизны, полезности, полноты (подробности) освещения в первоисточнике.

Концепция В.И.Соловьева не ограничивается делением рефератов на информативные и индикативные. В результате АСПИ могут быть подготовлены рефераты, которые содержат информацию, относящуюся к одному первоисточнику (ко всему или к какой-либо его части) или к нескольким. Это позволяет выделить рефераты: монографический, сводный, аспектный, фрагментный.

Монографический реферат

Составляется на основе АСПИ, содержащейся в одном первичном документе. Иногда такой реферат называют одноисточниковым.

Сводный реферат

Содержит сведения из ряда первичных документов по одной теме, изложенные в виде связного текста. Сводные рефераты обычно публикуются в таких РИ, как реферативные сборники и экспресс-информация.

Аспектный реферат

Составляется на основе АСПИ, относящейся не ко всему первичному документу, а лишь к одному или нескольким смысловым аспектам. Иногда о нем говорят еще и как о проблемно-ориентированном реферате, имея в виду, что при его составлении ориентируются на отбор информации, относящейся к определенной проблеме, теме, предмету исследования. Если при этом отбор информации проводится не из одного, а из нескольких первоисточников, получается сводный аспектный реферат.

Фрагментный реферат

Когда первичный документ имеет большой объем и к тому же содержит разнопрофильную информацию, может появиться потребность в составлении реферата по одному или нескольким структурным элементам (разделам, частям, главам). В этом случае и составляется фрагментный реферат.

Важное значение для теории и практики реферирования имеет последующее деление рефератов по таким признакам, как ориентированность на потребителя информации (целевой и общий рефераты), формализация структуры реферата (текстовой и бланочный рефераты, последний может быть анкетным или табличным), выявление составителя (автор, референт, машина).

Целевой реферат

Составляется для удовлетворения определенных, конкретных информационных запросов. Такие рефераты обладают четким читательским адресом и пригодны для использования в системе дифференцированного распределения информации.

Общий реферат

Составляется с учетом отражения в нем всех основных сведений из первичного документа и адресуется тому же кругу потребителей, для которых предназначен первоисточник.

Краткий реферат

Согласно ГОСТ 7.9-95, средний рекомендуемый объем реферата – 850 печатных знаков. Однако в практике НИД сложились несколько другие подходы к определению объема реферата. В частности, очень часто, определяя целесообразный объем реферата, специалисты ориентируются на вид первичного источника информации. Так, если объектом реферирования является краткая заметка или сообщение, то объем реферата не должен превышать 500 печатных знаков. Если же первоисточник - статья в периодическом или продолжающемся издании или патентный документ, то объем реферата не должен превышать 1000 печатных знаков. Для первичных документов больших по объему, например научных монографий, максимальный объем реферата 2500 печатных знаков. При соблюдении этих норм реферат считается кратким.

Расширенный реферат

Расширенным считается реферат, объем которого превышает приведенные выше количественные параметры. Иными словами объем расширенного реферата не лимитирован. Практика показывает, что он может составлять 10-15%, или 1/8 объема первоисточника.

Текстовой реферат

Абсолютное большинство рефератов имеет текстовую форму. Текстовым считается и тот реферат, в котором, наряду со связанным текстом, имеются иллюстрации, таблицы, формулы, поскольку текст составляет основу такого реферата.

Анкетный реферат

Он по сути представляет собой ответы на заранее сформулированные вопросы. Роль вопросов играют: в одних случаях смысловые аспекты, в других – запросы потребителей информации.

Табличный реферат

Если вопросы касаются ряда объектов, то иногда становится необходимым расположить ответы в нескольких колонках (графах). Тогда реферат станет табличным, а перечень вопросов будет выполнять в нем функции боковика таблицы.

Таковы основные особенности информации как социального феномена, важнейшего источника развития современного общества и виды ее аналитико-синтетической переработки. Аннотирование и реферирование являются наиболее часто встречаемыми способами информационной компрессии, поскольку всегда присутствуют в выходных сведениях.

назад в содержание

Переход к билету: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.