ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Российское книгоиздание на современном этапе (количественные показатели и их анализ 1991 – 2004)

Современное отечественное и зарубежное издательское дело. Билеты

назад в содержание

Билет:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

1990 г. – закон "О печати и других СМИ". Закон попал на Съезд народных Депутатов и убедил депутатов, что можно с его помощью решить проблемы.

Июнь 1990 г. – ещё при СССР этот закон принят. 3 главные особенности закона:

1.Отмена цензуры (ст. 1 "свобода печати").

2.Плюрализм учредительства – учредителями СМИ могут быть советы народных депутатов – гл. форма самоуправления, государственные учреждения, общественные объединения, граждане и отдельные граждане старше 18 лет, не отбывавшие наказание и дееспособные.

3.Закон носит не разрешительный, а заявительный (регистрационный) характер.

Открытие издательства или СМИ не надо получать разрешение, а только зарегистрироваться в соответствующем органе.

Правительство РФ приняло временное положение об изд. деятельности на территории РФ (не закон, а постановление правительства) – 14 апреля 1991 г. № 211.

Авторы – те же самые – какие принимали закон, положение принято именно для уточнения деятельности издательств, в основе положения.

Закон – в основе для СМИ.

Положение исключало 3-ю особенность закона о Печати.

Прописано, что издательская деятельность подлежит лицензированию, то же самое фактически, что и разрешение в СССР.

2 года назад была исправлена ошибка – изд. деятельность перестала подлежать лицензированию.

I. Сейчас на территории РФ около 6000 издательств. Издательства:

-         мелкие – 90%;

-         средние;

-         крупные – 1% энциклопедические изд-ва и изд-ва стандартов.

II. Размещение изд-в по территории РФ:

1.ЦФО – 81 тыс. названий изд-в, общий тираж 702,3 млн. изданий, из них 51 тыс. выпущена в ЦФО – это 63% по стране от выпуска названий (Москва).

2.СЗФО – 10000 названий – 12,4% (С-Пб.).

Если суммировать % этих округов, то более ¾ названий выпускается в этих 2х округах.

Вывод по изд. системе в тираже:

1.ЦФО – 85,6% от общего тиража в Москве – 83%.

2.СЗФО – 7,9% от общего тиража в С-Пб. à 93, 5% тиража выполняется в этих 2х округах.

Вывод: Издательская система расположена в России неравномерно, это создает сложности для реализации книг.

III. Формы собственности.

Процесс разгосударствления начался с 1993 г.

67,2% выпускалось негосударственными издательствами.

2,4% выпускалось государственными издательствами, которые подчинялись Федеральному Агентству по делам печати СМИ.

Остальное выпускалось ведомственными издательствами с общим тиражом 2,5% (многотиражные издательства).

Динамика российского книгоиздания (современное состояние по сравнению с 90ми гг.)

 

В 1995 году – Закон о гос. поддержке книгоиздания. Он поддержал выпуск книг. Поэтому с 1993 начал расти выпуск книг и увеличилось число названий. С 1993 стали выпускать книги, на которые есть спрос (замена одних книг другими)

 

Количественная модель.

Тираж определялся платежеспособным спросом. Тираж уменьшился в 3 раза, т.к. нужно продать все книги, чтобы они не лежали на полках.

1.Благосостояниебольшенства людей ухудшилось по сравнением с 1985 г. Не все могут купить книгу.

2.Появление компьютерных технологий, интернета способствует уменьшению тиражей, т.е. доля времени, уделяемого на чтение раньше, сейчас снизилось.

3.Сама культура российского общества стала менее литературоцентричной (Люди ищут ответы на вопросы не только в книгах сейчас).

Сейчас во всем мире падает средний Т., т.к. темпы роста числа названий значительно выше, чем темпы роста Т. У нас сейчас средний Т. 8 тыс., на 1 название.

В каких отношениях состоят гос. и частные издательства и нужно ли отделяться от государства? Позиция издателя двойственна в отношении к гос-ву. С одной стороны он хочет, чтобы гос-во вмешивалось в его деятельность. Но с другой стороны, издательский бизнес – малорентабельный (низкие нормы прибыли), поэтому издатели заинтересованы в том, чтобы им помогало гос-во. Гос-во тоже заинтересовано в том, чтобы изд. бизнес развивался (хорошие учебники, доступные книги).

У нас почти во всем мире существуют институты гос. поддержки выпуска соц. Значимой литературы, которая нужна для воспитания общества, для повышения квалификации, для обучения, для здорового отдыха.

Декабрь 1995 г. – Федеральный закон о гос. поддержке СМИ и книгоиздания:

1.Издательства и полиграфические торговые предприятия, освобождаются от уплаты НДС (несколько млрд. рублей).

2.Поддержка не оказывается издательствам, которые выпускают рекламную и эротическую лит-ру.

3.С издательств не взимали ту часть налога на прибыль, которая идет в федеральный бюджет.

4.Если издательства ввозят книги, или материалы на производство книг, они не облагаются импортными пошлинами.

Эти формы гос. поддержи содействовали развитию книгоиздания. Недостаток закона – принят на 3 года (1996 – 1998). Когда подошёл срок прекращения закона – дефолт à продлили на год действие льгот, но закрыли действие льгот таможенного характера. Но в это время Россия ратифицировала Флорентийского Соглашение à Россию освободили от таможенных пошлин (в сфере науки, образования и культуры) – 3 главные сферы ЮНЕСКО. На рубеже 2000 г. начались «битвы за НДС». Сначала эту льготу отменили полностью, потом восстановили льготы, но в половинном размере 10% до 2004 г.

назад в содержание

Билет:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.