§ 19. Цель науки, особенно естествознания
Л. Фейербах: История философии. Том
I. Франциск Бэкон Веруламский
Истинная и разумная цель науки — приносить пользу человеческой жизни, обогащать
её новыми изобретениями и сокровищами. Поэтому цель её не удовлетворение
любопытства и забава или же слава и почет, способность хорошо болтать и спорить
или добывание денег и хлеба. Наука должна быть не местом отдыха для духа,
терзаемого любопытством, или увеселительной прогулкой, или высокой башней, с
которой можно с презрением смотреть вниз, или крепостью и траншеей для борьбы,
или мастерской для наживы и корысти, но богатым складом товаров, сокровищницей к
чести творца всех вещей и на пользу человечеству. Поэтому цель науки есть
соединение спокойного созерцания с практической деятельностью, соединение,
подобное соединению обеих благородных планет, Сатурна, князя спокойного
созерцания, и Юпитера, князя деятельной жизни.
О точке зрения Бэкона сравнительно с позднейшей физикой и отдельными вопросами
её ср. Фишера “История физики, начиная с возрождения наук и искусств и пр.”, т.
I, стр. 35—40, 54—58, 62—67 и так далее. Здесь Бэкон, конечно, ещё сильно
отстает. Особенно поразительно, что, как замечает и Фишер, Бэкон, которому,
конечно, были известны открытия Галилея о тяжести, механическом движении,
давлении и ударе, имеет о них очень плохие и малоопределённые понятия и что он
ещё соглашается с неподвижностью Земли или по крайней мере не имеет
определенного мнения по этому вопросу. Поэтому естествознание но имеет иной
цели, как прочнее обосновать и расширить мощь и господство человека над
природой. Но это господство человека над природой зависит только от искусства и
науки. Ведь человек имеет лишь столько силы, сколько он знает, его знание и
умение совпадают, ибо господствует над природой лишь тот, кто к ней
прислушивается (подчиняет ей свой рассудок). Без знания причины нельзя
произвести действия, ибо то, что в познании имеет для нас значение причины, в
применении к делу служит лишь средством, правилом или руководством для его
правильного выполнения; Cogitata et visa Мысли и перспективы, р. 592; Impet.
phil„p.684).
|