Разделы сайта:
|
§ 40. Учение Гассенди о духе
Л. Фейербах: История философии. Том
I. Пьер Гассенди
Вследствие противоречия, в котором Гассенди находится с самим собой, и
произвольности его мышления он отказывается также от других определений,
связанных с атомистическим принципом, определяет бога способом, совершенно
противоположным этому принципу, и утверждает затем также бестелесность и
бессмертие духа. Если бы Гассенди, вместо того чтобы опровергать Декарта,
постарался основательно изучить его, то он и в отношении духа не остался бы в
кругу неопределенных представлений, хотя он высказывает о нем несколько более
глубоких философских мыслей в виде следующих предложений.
В связи с вопросом, бессмертен ли дух, прежде всего надо решить вопрос,
представляет ли рассудок или разум (который является самой главной,
преимущественной частью духа, а потому и корнем воли) нечто нематериальное. Но
рассудок есть прежде всего нечто отличное от фантазии или чувственной
способности представления, ибо он наша способность путем заключений подниматься
к познанию того, что не может быть представлено чувственно, о чем нельзя
составить себе чувственного представления. Рассудок в отличие от представления
не имеет материальных образов, в которых он представляет себе вещи; но то, что
воспринимается без материальной формы, само нематериально во-вторых, одному
духу присущи отраженные действия, только он понимает самого себя и свои
действия, и особенно он знает, что он познает. Но эта функция превосходит
способность телесной природы, ибо все телесное так связано с определенным
местом, что может обращаться не само на себя, но лишь на другое, отличное от
него. Отсюда предложение: ничто не действует обратно само на себя. Конечно,
может казаться, что действие чего-либо телесного возвращается само на себя, но
тогда в действительности одна часть действует на другую. В-третьих, мы
составляем себе не просто общие понятия, но мыслим и самое сущность и принцип
общности. Но так как общее таково, что оно отделено от всех материальных
условий и различий единичности, то дух, совершающий этот разрыв с материей,
должен действительно быть свободен от материи. Животные не познают и не мыслят
общности, или общей сущности, например человеческой гуманности, человечности,
отдельно от материальных условий и различий; они представляют себе не
абстрактное, но всегда только конкретное, не цвет, а цветное, не вкус, а лишь
определенную вещь, имеющую тот или иной вкус. Наконец, что касается объекта
духа, то он не определенен, он обнимает все, его объект не ограничен, так как
все истинное, всякая сущность в качестве сущности составляет его объект.
Поэтому его способность познания простирается на все роды вещей, как телесных,
так и бестелесных, хотя некоторые препятствия удерживают его от познания многих
предметов. Поэтому дух бестелесен, ибо он не мог бы иметь представления о
чем-либо бестелесном, если бы он сам был материален. Но так как дух, или
разумная душа, бестелесен, то он необходимо должен быть бессмертен, ибо то, что
бестелесно, следовательно не имеет массы и частей, на которые оно могло бы быть
разделено и разложено, должно по необходимости всегда оставаться таковым,
каково оно теперь, ибо ни в нем самом, ни в другом не может быть причины его
разложения, поэтому оно должно сохраняться вечно.
|
|