Разделы сайта:
|
§ 44. Чистое единство
Л. Фейербах: История философии. Том
I. Яков Бёме
Я думаю, что осталось бы на месте этого мира, если бы четыре стихии со звездами
и природой исчезли и прекратились, так что не стало бы уже природы или творений?
Ответ: осталось бы то (самое) вечное единство, из которого берут начало природа
и творения. Что находится там, где нот никакого творения? Там вечное, неизменное
единство, которое есть единое благо, которое не имеет ничего позади или
впереди, что давало бы ему нечто или отнимало, или от которого возникло бы это
единство; там нет ни основания, ни времени, ни места, а есть единый бог или
единое благо, которого нельзя высказать (Clavis, § 2). Бог не есть ни природа,
ни творение; то, что он есть в себе самом (рассматриваемый в себе самом), не
есть ни это, ни то, ни высоко, ни глубоко. Он безосновное (Ungrund) и основа
всех существ, вечно единое, где нет ни основы, ни места. Для сотворенного его
мощью он ничто и все-таки существует через все (Теософические послания, 47, §
34).
О боге нельзя сказать, что он то или иное, зол или добр, что он в себе самом
имеет различия, ибо он в себе самом без природы, без аффектов и творений. Он в
себе самом безосновное, без единой воли по отношению к природе и творению как
вечное ничто; в нем нет ни муки (Quaal), ни чего-нибудь, что могло бы
склоняться к нему или от него. Он единая сущность, и ничего нет раньше него
или после него, от чего или в чем он мог бы почерпнуть или получить единую волю.
Он не имеет также ничего, что рождало или давало бы его, он ничто и все, он
единая воля, в которой пребывают мир и все творения. В нем все одинаково вечно
— без начала, одинакового веса, — без меры и цели, он ни свет, ни тьма, ни
любовь, ни гнев, но вечно единое (Выбор благодати, гл. I, 3).
|
|